Все потому, что в настоящее время перед логистикой, как одной из самых неоптимизированных сфер, стоит задача максимально сократить прямые и операционные затраты в перевозках. А Электронный логист эту задачу решит.
Но если для оптимизации прямых расходов решение частично найдено – здесь проблему решают тендеры, аукционы и торги, благодаря которым снижается цена перевозки и используется большее количество транспорта, то с операционными затратами дела обстоят гораздо хуже. Важно отметить, что в процессе организации всей цепочки перевозки 70% приходится именно на них!
К числу операционных затрат относятся: маршрутизация и формирование заказа, подбор перевозчика или транспортного средства, оформление комплекта сопроводительных документов, их получение и обработка, оформление страхования груза, контроль исполнения заказа, расчет стоимости, формирование актов… Список можно продолжать. Трудозатраты в этой ситуации составляют до 40 чел./час. в расчете на один заказ.
Основным показателем эффективности логистики в части операционных затрат любой компании является время, которое тратит персонал компании на обработку процессов перевозки, включая логистов, диспетчеров, финансовый и документальный контроль. Затраты, необходимые для исполнения одного заказа, в настоящее время слишком велики, а SLA находится на низких позициях. Все это говорит о низкой эффективности логистики в современных реалиях.
Почему так происходит?
Рассмотрим это на примере работы логиста, закрывающего заказы в ручном режиме.
Получив заказ на исполнение, он должен соотнести данные по заказу (вес, объем, габариты, требования к типу кузова) с грузоподъёмностью и габаритами имеющихся в его распоряжении транспортных средств.
На такой несложный подбор у человека уйдет порядка 30 минут. Эффективность окажется невысокой, ведь будут учтены далеко не все критерии, влияющие на эффективность логистики.
По мере возникновения все новых критериев заказа, таких как: общие требования клиента к сотрудничеству и по заказу, данные загрузки/погрузки, маршрут, адрес точки выгрузки, требования к транспортным документам, ситуация максимально усложняется.
В конечном итоге это приводит к тому, что показатели работы логиста очень быстро снижаются. В конечном итоге время обработки может увеличиться до 8 часов, а количество ошибок составит почти 99%!
Понятно, что решение этой проблемы должно максимально эффективно сокращать вышеназванные показатели уже сейчас и сокращать дальше по мере накопления дата-сетов и дообучения на реальных заказах и данных.
Таким решением может стать Электронный логист, по-другому - Цифровой двойник логиста. Он основан на работе искусственного интеллекта, решающего задачи любой сложности за максимально короткий отрезок времени. Первичное обучение моделей производятся на исторических данных, после чего начнется этап их обучения у реальных логистов, чьи действия отслеживаются ИИ на каждом этапе обработки заказа. Период такого «самообучения» может длится до 3-х месяцев. Подсистема ИИ допускает дообучение на протяжении всего срока работы.
Метрики для датасетов формируются из личных кабинетов всех пользователей и МП в непрерывном режиме. По мере накопления данных будет имплементирован блок ИИ. Он будут получать их и отправлять обратную связь через свой личный кабинет или мобильное приложение. Искусственный интеллект и машинное обучение применяется именно там, где это более всего подходит: для решения сложных комбинаторных задач в логистике.
По словам совладельца программного обеспечения VEZUBR, Андрея Савина, «Электронный логист нацелен на автоматизацию всей цепочки логистического процесса, существенно увеличивая ее эффективность за счет сокращения порожнего пробега и времени обработки заказов. Сейчас такой «работник» способен выдвигать рекомендации перевозчику, грузовладельцу, водителю по принятию оптимальных решений при поступлении каких-либо данных, используя нейронные сети. Модуль принятия решений основан на GRU и LSTM системах, Байесовской сети. Все данные накапливаются онлайн».
В настоящее время разработчиками VEZUBR планируется получить Цифрового двойника логиста, принимающего оптимальные решения в 99% случаев без участия человека. Это оптимизирует процесс обработки заказа и существенно снизит число трудозатрат.
Андрей Савин отмечает, что «подобных решений в ближайшие годы будет становиться все больше. Постепенно Электронные логисты смогут заменить какую-то часть живых сотрудников, однако полной замены ждать не стоит».