Ситуация: вы заплатили транспортной компании за перевозку крупнотоннажного груза из другого города. Товар пострадал, был частично или полностью утрачен.
К сожалению, такое иногда случается. Для того, чтобы зафиксировать порчу или утрату, важно проверить груз при получении:
- Убедиться в целостности упаковки и пломб, выборочно проверить грузоместа;
- Взвесить груз с учётом установленной погрешности перед тем, как расписаться о получении;
- Тщательно проверить все грузоместа, вскрыть упаковки и осмотреть их содержимое. В любом случае оплата простоя перевозчика обойдётся дешевле, чем доказывание недостачи.
Кто будет отвечать?
Водитель грузового транспортного средства (ТС) приравнивается к экспедитору и в его обязанности входит предотвращение недостачи или порчи груза. Чтобы избежать санкций, водитель должен сделать заверенную продавцом отметку в случае, если погрузка была произведена неправильно. Также он может отказаться от перевозки, чтобы предотвратить нарушения. В противном случае перевозчику придётся предоставить доказательства своей невиновности в суде.
Когда полная материальная ответственность ложится на водителя?
- Если он умышленно нанёс убытки;
- Ущерб грузу был нанесён по причине алкогольного или иного опьянения;
- При повреждениях из-за преступных действий сотрудника или административных нарушений (это должно быть доказано соответствующими органами);
- И даже при хищении или умышленной порче груза третьими лицами.
Какой закон регулирует подобные форс-мажоры?
Согласно статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за повреждение или пропажу товарно-материальных ценностей (ТМЦ) лежит на перевозчике. После того, как продавец передал груз исполнителю и до момента получения товара на складе покупателя, его сохранность — зона ответственности перевозчика или экспедитора. Это указано в ст. 223 и 224 ГК РФ.
Перевозчик в свою очередь может избежать ответственности, если у него получится доказать, что груз был повреждён по обстоятельствам, которые он не мог предотвратить или устранить.
Как добиться от компании-грузоперевозчика возмещения ущерба за несоблюдение условий перевозки, порчу товаров или нарушение сроков доставки?
Хорошо, если груз был застрахован или логистическая компания признаёт свою вину за порчу товаров. Если нет — вам нужно оформить претензию, ссылаясь на договор перевозки, который предполагает ответственность сторон. Когда компания, отвечавшая за транспортировку, нарушила условия, можно написать претензионное письмо.
Сначала можно попробовать связаться с перевозчиком напрямую, не вовлекая в процесс государственные органы. Это предусматривает ст. 797 ГК РФ «Претензии и иски по договору перевозки груза».
Претензия составляется в свободной форме, но всё же есть обязательные моменты:
- Обращение должно содержать данные сторон — наименования организации, её фактический и юридический адрес, ФИО руководителя и информацию о заявителе;
- В основной части письма нужно раскрыть суть претензии, описать условия перевозки (где и когда товар был погружен и затем разгружен);
- Важно сослаться на нормативные акты и обозначить те условия договора, которые не были соблюдены перевозчиком;
- К заключению прикладываются документы, которые подтверждают указанные нарушения;
- В конце обозначаются желаемые сроки возмещения ущерба и намерения обратиться в суд в случае отказа.
Претензионное письмо делается в двух экземплярах — один себе, второй — перевозчику. Не будет лишней фото- или видеофиксация во время приёма груза на склад, так проще доказать факт порчи или утери. Претензия, к сожалению, не всегда бывает эффективна, её могут попросту проигнорировать. В таком случае уже необходимо обращаться в суд. Без претензионного письма подать иск и привлечь перевозчика к материальной ответственности будет невозможно.
Основания для судебного иска:
- Доставка не была осуществлена вовремя, а также если у товара из-за задержки истёк срок годности;
- Целостность упаковки нарушена (это фиксируется в акте приёмки);
- Не хватает элементов груза (вы выявили недостачу груза);
- Потеря товара при транспортировке.
Ещё раз: важно помнить, что порядок действий при подаче претензии жёстко регламентирован. Если неверно задокументировать все повреждения и не проводить надлежащего осмотра, вы рискуете не получить возмещение убытков.
Куда ещё жаловаться на транспортную компанию?
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — ведомство контролирует деятельность юридических лиц, предоставляющих услуги.
А может быть виноват грузоотправитель?
Такое, как правило, случается гораздо реже. Пример: груз перед отправкой из пункта А был ненадёжно закреплён продавцом товара или качество упаковки не соответствовало требованиям, а потом произошло ДТП или водитель нарушил скоростной режим. Здесь будет виноват отправитель, потому именно он ответственен за закрепление груза в кузове. Это учитывает п. 2 ст. 10 Устава автомобильного транспорта.
Как предотвратить разбирательства и обезопасить груз при перевозках?
Если грузоперевозки с целью переработки или продажи — основа вашего бизнеса, лучше не пренебрегать страховкой товаров от повреждений. Дороги не всегда бывают идеальными, погодные условия и поведение других участников дорожного движения непредсказуемы.
Какие задачи берёт на себя страховая компания и какие проблемы решает?
- Защита инцидентах с крупными партиями или дорогостоящими грузами во время транспортировки и хранения;
- Оплата транспортных расходов в рамках указанной в договоре суммы (фрахт владельцу ТС, пошлины и прочие расходы);
- Все расходы в случае ремонта повреждённого груза;
- Страховщику можно делегировать осмотр грузов с целью оценки ущерба и следит за тем, чтобы все требования неукоснительно соблюдались вашими партнёрами.