Рассказываем, как страхуют грузы и ответственность перевозчиков и для чего это делается.
Существует два вида страхования, распространенных в грузовых автомобильных перевозках — страхование грузов и страхование ответственности перевозчика или экспедитора.
Страхование грузов
Тут всё просто: страхуется партия груза или несколько партий, перевозимых в рамках определённого договором страхования периода. Если в процессе транспортировки с грузом что-то случится, страховая компенсирует его стоимость владельцу.
Российские страховщики чаще всего используют принципы международной практики и предлагают три набора условий:
- страхование от всех рисков;
- страхование с ответственностью за полную гибель и повреждения;
- страхование без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.
Обычно в риски, о которых идёт речь во втором и третьем варианте, входят пожары, ураганы, стихийные бедствия, крушения и столкновения ТС, пропажа груза без вести, несчастные случаи при погрузке и выгрузке. Противоправные действия (кражи груза, хищения) при страховании как правило не учитываются, такие случаи можно добавить в договор дополнительно — разумеется, при этом стоимость страховки вырастет.
Ни одна страховая компания не компенсирует вам стоимость груза, потерянного из-за ряда условий. Это естественная убыль и нормативный износ, деформация груза под собственным весом, производственные дефекты, грубая небрежность и умышленное нарушение правил погрузки.
Есть ряд рисков, которые страховщики не включают в стандартные договоры, но могут добавить их при необходимости. Это риски, связанные с утратой груза или в результате боевых действий, террористической угрозы, последствий забастовок, поломок рефрижераторов (актуально для скоропорта).
Страхование ответственности перевозчика
Это страхование позволяет возместить убытки, которые перевозчик может понести, если не выполнит взятые на себя обязательства. Безусловно, главное обязательство перевозчика — доставка груза в целости и сохранности в согласованные сроки. Если по вине перевозчика груз будет повреждён, утерян, или доставлен несвоевременно — грузовладелец потребует возместить ущерб, и эти деньги перевозчику выплатит страховая.
Ответственность у перевозчика может возникнуть не только перед клиентом, но и перед третьими лицами — например, жертвами ДТП или госструктурами, которые выставят счёт за вред, причинённый окружающей среде. Такую ответственность тоже можно застраховать.
Кто страхует груз — грузовладелец или перевозчик?
Застраховать груз может и грузовладелец, и грузополучатель, и перевозчик, и экспедитор. Последние часто закладывают стоимость страховки в тариф на перевозки и могут зарабатывать таким образом, повышая тариф несоразмерно.
Грузы также могут застраховать несколько сторон одновременно. Одна сторона может застраховать грузы в нескольких страховых компаниях одновременно. Размер компенсации в таком случае не изменится, но выплачивать её будут все компании пропорционально полученным страховым премиям.
Зачем нужно страховать грузы?
Казалось бы, ответ очевиден — чтобы обезопасить себя и получить компенсацию в случае непредвиденного чрезвычайного происшествия. Но есть и другие поводы.
- Страхование необходимо для участия в тендерах — наличие полиса может быть обязательным условием, некоторые грузовладельцы работают только с застрахованными грузами.
- Страхование позволяет сотрудничать с крупными заказчиками, в том числе с иностранными — они также часто требуют от перевозчиков наличия полиса.
- Некоторые перевозчики и экспедиторы зарабатывают на страховании грузов, увеличивая тариф непропорционально стоимости полиса.
Страхуют ли грузы и ответственность российские перевозчики?
Не так часто, как на Западе. По данным trans.ru, в Европе страхуется около 85% грузов, а в России — не более 40%. Более того, статистика показывает, что в первом квартале 2021 года грузов застраховали меньше, чем в первом квартале 2020-го (727 тысяч договоров страхования против 924 тысяч).
Эксперты объясняют непопулярность страхования особенностями российского законодательства, согласно которому за груз отвечает транспортная компания, а потому и страхует грузы как правило тот, кто их перевозит. Автомобильные перевозки, как утверждают участники рынка транспортных услуг, не самый рентабельный бизнеc: транспортные расходы велики и некоторые предприниматели просто не могут (или не хотят) тратить деньги на страхование.
Другая причина настороженного отношения к страхованию также связана с законодательством. До недавнего времени закон не предусматривал возможности страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов. Несмотря на это, страховые компании продавали полисы. Добросовестные страховщики исполняли свои обязательства перед клиентами, а недобросовестные могли отказать им, сославшись на незаконность заключенного договора.
Эта правовой пробел был устранён в марте 2020 года. Времени с тех пор прошло совсем немного: возможно, транспортные компании еще не успели изменить своё отношение к страхованию ответственности.