В конце июня - начале июля 2021 года ряд интернет-ресурсов, в том числе популярных в деловой среде "КонсультантПлюс" и "Гарант"», опубликовали Письмо ФНС "О рассмотрении обращения", которое вводит в ступор по ряду вопросов, связанных с перевозочной деятельностью.
Одна из самых популярных ссылок на письмо “О рассмотрении обращения (от 15 апреля 2021 г. No СД-4-3/5182@), курсирующая в логистической среде, http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401322738/. Члены Ассоциации Транспортных Экспертов и Специалистов (АТЭС) попытались найти это письмо на официальных ресурсах, но у нас это не получилось.
В письме «по многочисленным обращениям участников рынка» утверждается невозможность «быстрого перехода на новую форму транспортной накладной ввиду необходимости доработки программных средств для их оформления. Многие крупные хозяйствующие субъекты вынуждены оформлять транспортные накладные по старой форме. В связи с чем, ставится вопрос о временном применении в качестве подтверждающего расходы документа, транспортной накладной, оформленной по форме, действовавшей до 31.12.2020 включительно».
Работа ФНС по обелению рынка началась несколько лет назад с применения АСК НДС-2. Если вначале в основном контролировались только разрывы в цепочках НДС, то в последние два-три года более пристальное внимание начали обращать соответствию договорных обязательств реально оказываемым услугам. В случае несоответствия сделка признается ничтожной и все расходы, связанные с уплатой НДС и налога на прибыль, не принимаются к зачету. Здесь ФНС столкнулась с жесточайшим сопротивлением реалий сложившегося российского рынка, как со стороны крупных логистических операторов, масштабирование которых неразрывно связано с отходом от обязанности соблюдения законодательства в сфере транспорта, так и, особенно, со стороны цифровых проектов, у которых изначально модель работы, за редким исключением, построена вне рамок правового поля – иначе их услуги не будут востребованы.
Наверное, многие помнят популярную шутку, которая ходила и продолжает ходить по форумам АТИ.СУ: «В цепочке перевозки 4 участника: грузовладелец, экспедитор, перевозчик и получатель. В транспортной накладной только три графы. Кто лишний?» Шутка обернулась явью с созданием новой формы транспортной накладной. ФНС, рассчитывая на свое понимание прозрачности транспортной цепочки, включила в накладную всех участников. Изначально участники рынка положительно оценили документ, больше похожий на обходной лист, чем на договор, но быстро осознали его мертворожденность. Неудивительно, что новая форма накладной не заработала. Более того, при всей кривизне новой формы накладной, сложившийся в России логистический бизнес «по логистическим понятиям» почувствовал реальную угрозу, поэтому посыпались обращения. Осмелимся предположить, что именно угроза изменения моделей работы, а посути бизнес-моделей, скрывается в письме ФНС за формулировкой о «необходимости доработки программных средств для оформления транспортных накладных».
В современной российской действительности уже мало удивляешься законодательным виражам. Письмо ФНС, которое фактически отменило обязательные требования по форме транспортной накладной, изложенные в Приложении No4 Постановления Правительства РФ No 2200, только добавило примеров в копилку жонглирования законодательством.
Но больше всего обывателю интересны последствия складывающейся ситуации, где пока вопросов больше чем ответов. Например, странно выглядит промежуток в 3,5 месяца между написанием письма и его публикацией. Или: письмо ФНС не является руководящим документом для инспекторов ГИБДД и Ространснадзора, осуществляющих контроль на дорогах, тогда какую форму транспортной накладной обязан использовать перевозчик для предоставления контрольно-надзорным органам во время перевозки при проверке? По форме Постановления, которое утратило силу? А почему тогда, например, не CMR, у которой нет формы, а есть только обязательные графы и есть самая заветная графа для российских «экспедиторов» - «Последующий перевозчик», позволяющая вписать в графу «Перевозчик» экспедитора или точнее - посредника? А может быть у перевозчика должно быть в наличии две формы транспортных накладных для осуществления одной перевозки? Новая форма - для контроля на дороге, «старая» - для ФНС.
Может ли форма транспортной накладной стать юридической зацепкой в судебных делах по утрате и порче грузов, а также ответственности перевозчика и отправителя при весогабаритном контроле?А также: в течении какого периода времени будет действовать это письмо ФНС?
Эти и ряд других вопросов АТЭС задала в своем обращении Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину. Ждем ответы, при этом предлагаем отправителям и перевозчикам уже сейчас задуматься о сложившейся ситуации и о минимизации своих рисков при проверках.
С 1 января 2022 года должна вступить в «промышленную» эксплуатацию электронная версия транспортной накладной. Эксперты, занимающиеся ЭДО, считают, что основными помехами к внедрению ЭДО на транспорте являются «старая школа бухгалтерии», предпочитающая бумажные носители, и затраты на ЭДО. По мнению членов АТЭС основная причина иная – нежелание или даже невозможность использовать в своей работе законодательные схемы в транспортной экспедиции и перевозках. Многие участники рынка надеются, что электронная накладная решит проблемы потери документов при пересылке, скорости возврата оригиналов документов и, соответственно, оплаты и ряд других «бытовых» вопросов. При этом по-прежнему на повестке дня стоит вопрос доработки программных средств создания и обработки транспортных накладных, включая разработку баз данных, соответствующих структуре новой формы транспортной накладной. В противном случае цифровизация транспортной накладной фактически скатится к оформлению в текстовых и файлах электронных таблиц примерно на уровне середины 90-ых годов XX века.