← Дзен

Маркировка шин: пособие по расшифровке

mrsa.ru

Компании, занимающиеся производством автомобильных покрышек, обязательно наносят маркировку на шины. Она содержит полную информацию о резине, включая типоразмер, назначение, предельно допустимые нагрузки и многое другое.

В данной статье мы обсудим, почему маркировка шин столь важна и какая информация зашифрована в таких обозначениях.

Основная информация, зашифрованная в маркировке

Найти полную информацию о расшифровке можно на различных сервисах. Но надо понимать, что нельзя просто купить шины, выбрав понравившиеся характеристики. Следует учитывать требования, указанные в документах к транспортному средству. Выбирая маркировку, надо принимать во внимание такие данные:

  • какие именно диски стоят на машине (материал, технология изготовления, ширина и диаметр, также надо учитывать, что алюминиевые диски обычно отличаются большим размером);
  • сезонность, условия эксплуатации, климатический регион;
  • мощность и тип двигателя на транспортном средстве.

Облегчить выбор шин можно, если воспользоваться специальными калькуляторами. Они дают возможность выбрать шину с учетом марки и модели транспортного средства, года выпуска, требуемой высоты профиля и других характеристик. При этом быстро показывают первыми именно те варианты, которые рекомендует завод-производитель авто. Результат включает в себя несколько типоразмеров шины, среди которых уже можно подобрать наиболее подходящий для конкретной машины. Далее, имея примерные модели, можно выбирать камерную или бескамерную шину, принимая во внимание особенности конструкции, сезон, дизайн протектора.

Начинать надо с указания типоразмера. Такая информация обычно представлена в виде надписи на боковой поверхности шины — ххх/уу Rz. На всех шинах есть такая информация, которая расшифровывается довольно просто:

  • первое числовое значение «ххх» обозначает ширину шины в миллиметрах;
  • второе значение «уу» указывает на соотношение реальной высоты профиля шины к ее ширине, такая пропорциональность показывается в процентах, при одинаковой ширине шины такая высота, называемая еще профиль, может отличаться;
  • литера R — это код конструкции шины, наличие данной буквы говорит о том, что модель является радиальной, сегодня достаточно редко встречается D, что означает диагональный тип шины;
  • числовое значение «z» используется, чтобы показать диаметр шины в дюймах, такой параметр означает посадочный диаметр на колесо, а не радиус.

Подобные параметры есть у всех шин. Это базовая информация, необходимая для выбора резины и обязательная для всех автовладельцев. Если неправильно выбрать типоразмер, то ее просто нельзя будет поставить и использовать. Слишком высокий или низкий профиль при правильном диаметре шины также может быть опасен. Он ухудшит ходовые характеристики машины, может стать причиной потери балансировки или маневренности, преждевременного износа шин и деформации колеса.

После типоразмера надо уделить внимание сезонности шины. Различают три основных типа:

  • летняя сезонная авторезина для эксплуатации только в теплый сезон и при плюсовой температуре;
  • зимние шины для комфортного, безопасного передвижения по обледенелым, заснеженным дорогам;
  • всесезонные шины, используемые круглый год, но только в условиях мягкого климата, относительно теплой, малоснежной зимы и не очень жаркого лета.

Кроме того, выделяют специальные дождевые модели шин, которые отлично себя показывают при обильных осадках. Такой тип протектора наблюдается у всепогодных универсальных шин. Для зимних автопокрышек также могут выпускаться модели Mud+Snow, подходящие для езды по снегу, жидкой грязи. Такие шины могут быть всесезонными или на зиму, иногда подобное обозначение используется для летних моделей.

В отдельную группу выделяются грязевые шины Mud Terrain. Они идеально подходят для внедорожников, но на асфальтовом покрытии слишком быстро изнашиваются.

Выпускаемые шины также классифицируют по дизайну рисунка, глубине ламелей, наличию дополнительных элементов. Например, зимние сезонные шины могут иметь стальную или полимерную шиповку, то есть могут эксплуатироваться при условиях сильной заснеженности.

Рассматривая характеристики, надо учесть индексы скорости и нагрузки. Допускаемые параметры скорости наносят на резину в виде литеры Н с цифровым обозначением. Чем они выше, тем большую скорость можно развивать на автомобиле с сохранением стабильности и устойчивости движения.

Для маркировки шин записывается литерный индекс. Таблица показывает:

Доступная для безопасности скорость,

км в час

Индекс

рекомендуется не больше 100

J

не больше 110

K

не больше 120

L

не больше 130

M

не больше 140

N

не больше 150

P

не больше 160

Q

не больше 170

R

не больше 180

S

не больше 190

Y

не больше 200

U

не больше 210

H

не больше 240

V

от 210

VR

не больше 270

W

не больше 300

Y

от 240

ZR

Для легковых малых, крупных или средних автомобилей, грузовиков, а также пассажирского транспорта на шинах обязательно указывают индекс нагрузки. Сначала идет литерное обозначение, после чего численное. Расшифровать его можно, используя специальные таблицы, предоставляемые производителями. Минимальное значение равно 60, то есть на одно колесо рекомендуемый вес не может превышать 250 кг. Максимальное — 129, то есть 1850 кг. При расчете надо учитывать, что индекс указывается только для одной шины. То есть общее значение для автомобиля будет равно указанному индексу автомобильных шин, умноженному на четыре (для грузовиков количество соответствует числу активных колес).

Американская маркировка

На автопокрышки для рынка США маркировка может быть нанесена при помощи двух способов. Первый схож с привычным европейским. Перед обозначением типоразмера колеса могут быть указаны такие варианты кода:

  • Р — только для легковых автомобилей (Passanger);
  • LT — для легкогрузовых ТС.

Второй вариант сильно отличается от стандартного, например, для обозначения размера используется такой порядок:

  • значение внешнего диаметра;
  • ширина автопокрышки (обозначается в дюймах);
  • тип конструкции (сегодня выпускают преимущественно радиальные шины, диагональные модели встречаются редко);
  • посадочный диаметр (указывается в дюймах).

Некоторые считают, что американская система более понятная. Она отличается от европейской, где высота автопрофиля резины зависит от ширины колеса, то есть может меняться для колес разного типа.

Цветные метки

На поверхности авторезины дополнительно ставят цветные отметки:

1. Желтые метки обозначают наиболее легкое место на покрышке. Во время монтажа эта метка совмещается с наиболее тяжелым местом диска. Обычно такой участок находится там, где крепится ниппель. Это улучшает общую балансировку, обеспечивает лучшие показатели управляемости. Наличие метки актуально только для новых покрышек, так как у резины с пробегом и износом протектора она смещается.

2. Точка красного цвета показывает участок силовой неоднородности резины, что связано с особенностями соединения разных слоев. Но такая метка обычно имеется только у тех колес, которые поставляются в комплекте с автомобилем. При монтаже красную точку совмещают с метками белого цвета на диске, что необходимо для повышения силовых характеристик, балансировки.

3. Цветные полоски, которые часто можно видеть на авторезине, обычно используют только для облегчения хранения. Они показывают модель и типоразмер, никакой другой функциональной нагрузки они не несут.

Какая информация еще наносится на боковую часть автопокрышек

На боковину шины при выпуске наносят всю важную информацию о характеристиках резины. Это данные показывают сезонность, условия эксплуатации, наличие усиления конструкции и другие параметры.

XL (Extra Load) — такое обозначение показывает, что это усиленная авторезина с индексом нагрузки на три единицы больше, чем имеют покрышки аналогичного типоразмера.

Маркировку M&S, M+S или Mud + Snow обычно используют для зимних или всесезонных автопокрышек, которые можно использовать при снеге и грязи. Иногда подобное обозначение используют и для летних внедорожных колес. Но такую резину использовать в качестве зимней или всесезонной нельзя, так как она имеет совершенно другой состав и рисунок. В данном случае значок M&S просто указывает на лучшую проходимость колеса.

AS (All Season) — такой знак показывает, что это всесезонные автопокрышки, которые можно использовать круглый год в условиях мягкого климата и малоснежной, относительно теплой зимы.

Aw — такая маркировка используется для покрышек, предназначенных для эксплуатации при любой погоде. Но надо учитывать, что резина Any Weather не подходит для экстремальных условий.

Знак в виде снежинки используется для зимней резины. Он показывает, что данная продукция специально разработана для суровых условий.

Пиктограмма «зонтик» или надпись Aquacontact, а также Water или Rain и другие варианты означают, что авторезина специально предназначена для безопасной езды при обильных осадках, частых дождях.

Ассиметричные шины обозначаются надписями Outside и Inside. Первая надпись при монтаже обязательно должна находиться снаружи, вторая — с внутренней стороны.

Стрелка на боковой части или надпись Rotation обозначает направленный рисунок покрышки. При установке колеса обязательно соблюдается направление движения по стрелке.

Буква Е, размещаемая в кружке, показывает, что камера полностью соответствует Economic Commission for Europe, то есть принятым европейским требованиям.

Обозначение DOT используется, чтобы показать, что авторезина отвечает стандартам Минтранспорта США, то есть используется для продукции американских заводов или для местного рынка.

Авторезина с маркировкой Tubeless является бескамерной. Если такая надпись на боковине отсутствует, то шины можно использовать только с камерами. Об этом свидетельствует надпись Tube Type, то есть для камеры колеса.

Уровень устойчивости автошины к температурным перепадам указывается в виде надписи Temperature А, Temperature В, Temperature С. Литера А означает, что показатели у шины наилучшие.

Надпись Treadwear на автомобильной покрышке означает, какой километраж пробега ожидается. То есть данный тип применяется для определения эксплуатационных рекомендуемых сроков. От водителя требуется соблюдать указанное значение, но при этом контролировать состояние протектора рабочей поверхности автомобильной шины.

Надписи Traction А/В/С на шинах указывают на способность резины к быстрому торможению при движении по мокрой дороге, в условиях обильных осадков.

Давлению в шинах нужно уделить самое пристальное внимание. Для этого при заказе товара следует найти надпись Max Pressure. Показатель выражается в кПа, означает, какое давление в шинах допускается при накачке колеса автомобилей. Такие данные обычно указывают в специальных таблицах для колес всех производителей и типоразмеров. Также надо учесть, что даже для одного типоразмера легковой шины характеристики накачки воздуха в шину могут сильно различаться.

Рядом с показателями давления находится знак Max Load, то есть показатели индекса нагрузки шины в килограммах. Цифры после этой надписи означают, что шины могут выдерживать не больше указанной максимально допустимой нагрузки без риска деформации.

RunFlat, или RSC — это обозначение, которое позволяет ездить с определенным ограничением по скорости — не больше 80 км/ч, если давление внутри покрышки упало из-за пореза или прокола. Ограничения также касаются расстояния — на автомобиле можно будет проехать до 50-150 км.

Reinforced или комбинация букв RF пишется после типоразмера. Расшифровка означает, что это усиленная покрышка, то есть имеющая шесть слоев. Если сразу после знака дополнительно имеется литера С, значит, данный тип шин относится к грузовым, и количество слоев составляет восемь.

Если в маркировке конструкции шины видна надпись Steel, значит, используется металлический усиленный корд, а не стандартный текстильный. Такие колеса выдерживают большие нагрузки, могут эксплуатироваться в суровых условиях.

Надпись Radial означает радиальную конструкцию авторезины. Именно такой тип встречается сегодня чаще всего, диагональный уже практически не выпускается. Радиальная шина указывается литерой R при записи типоразмера.

TWI относится к индикаторам реального износа шины. Иногда он сопровождается стрелками, показывающими степень естественного износа резины.

Эксплуатационные сроки

На боковой гладкой части шины имеются данные о дате изготовления. Они наносятся во время изготовления покрышки, зашифрованы в виде четырех цифр. Первые обозначают точную неделю выпуска шины, последние — год. Если имеется только трехзначный код, значит авторезина выпущена до 2000 года.

Почему год так важен? Дело в том, что изготовители гарантируют работоспособность покрышек не менее пяти лет. Но в действительности сроки службы могут быть намного больше, если автовладелец будет соблюдать условия эксплуатации и своевременно менять покрышки в соответствии с сезоном. Также на сроки службы оказывают влияние условия хранения резины. При соблюдении всех требований шины прослужат не меньше 7-10 лет, конечно, при условии покупки качественной авторезины от проверенных производителей.

Информация, наносимая на покрышки, нужна для облегчения выбора продукции. На боковой части есть все необходимые данные, включая индексы, сезонность и другие характеристики.