Казалось бы, FTL — один из самых надёжных видов перевозки, но сегодня их позиции на рынке пошли на спад. Пытаемся разобраться, какое будущее их ждёт, опираясь на прогнозы экспертов.
Аббревиатура FTL, расшифровывается как Full Truck Load и в переводе с английского означает «полная загрузка грузовика». Однако по факту под этим понятием может подразумеваться не только загрузка до предельно допустимого веса, но и случаи, когда весь рейс в фуре будет находиться груз только одного клиента, а свободное пространство ограничат креплениями, которые будут предохранять его от возможных повреждений в пути. Кроме того, кузов машины можно опломбировать, благодаря чему клиент ещё меньше волнуется за сохранность содержимого.
FTL-перевозками чаще всего пользуются, когда груз занимает значительную часть фуры, представляет высокую ценность для заказчика или требует особых условий перевозки, например, определённого температурного режима. Зачастую FTL-перевозка становится самым быстрым вариантом транспортировки груза автомобилем, так как водитель, избегая погрузок и разгрузок в разных местах, имеет преимущество с точки зрения времени в пути. Поэтому междугородние перевозки без опозданий еврофурами — это и есть ярчайший пример FTL.
Перераспределение рынка
В связи с ограничениями, введёнными во всех странах из-за пандемии коронавируса, в логистике произошёл кризис, который особенно ударил по сегменту FTL. В то же время перевозчики сборных грузов, активно пользующиеся схемой LTL или Less than Truck Load (частичная загрузка), стали расти, а заодно и получили свежую кровь за счёт примкнувших к ним вчерашним FTL-щикам.
«Водителей из FTL активно переманивают в экспресс-доставку быстроразвивающиеся игроки отрасли e-commerce. В результате мы наблюдаем, как перестраивается рынок грузоперевозок в целом», — делился своим взглядом на происходящее с «Известиями» управляющий ATI.SU Святослав Вильде.
Сфера LTL более адаптирована к условиям современного кризиса, благодаря тому, что эта модель оказалась наиболее подходящей для игроков интернет-торговли, которая с принятием антиковидных мер стала ещё актуальнее и прибыльнее. В свою очередь, за время пандемии ярко проявилась зависимость FTL-перевозок от общеэкономических показателей в стране.
Согласно данным государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, логистика наверстает упущенное в ковидном году. Но если объёмам перевозок LTL, занимающим 13% рынка грузовой автологистики, эксперты прогнозируют бурный рост на 9–11% в год, то FTL до 1,3 трлн рублей к 2025 г., то некогда покрывавшие 73% рынка, по подсчётам специалистов, смогут расти чуть больше, чем на 5% достигнув за аналогичный период объёма в 900 млрд рублей. В целом, в ВЭБ.РФ ожидают рост рынка на 5–6% в год, а сегодняшний его объём оценивают в 1 трлн рублей.
Реальность против ожиданий
В то же время представители крупных логистических компаний сходятся во мнении, что приведённые выше показатели могут быть достигнуты за счёт инфляции, повышения цен на услуги, а не благодаря растущему спросу.
В апрельской статье «Коммерсанта» под названием «Логистика оправляется от кризиса» некоторые эксперты раскритиковали прогнозы ВЭБ.РФ.
Например, руководитель отдела логистики «Транссертико» Сергей Сычев так высказался по поводу оценок ВЭБ: «Рост рынка в денежном выражении объясняется ростом объемов физически перемещаемых грузов, но в логистике связь между ценой на перевозку и количеством перевезенных грузов нелинейная». Как он полагает, такая динамика будет обеспечена дальнейшим ослаблением рубля, достаточно высокой прогнозируемой инфляцией и растущей ценой на топливо, а в процесс восстановления рынок в ближайшие несколько лет в лучшем случае доковидных показателей.
Руководитель LTL-департамента Stalogistic Сергей Аринович подчёркивает, что объём импорта в РФ в целом будет снижаться и перераспределение грузопотоков опять же пойдёт в пользу LTL-перевозок.