← Дзен

Грузовики будущего: как изменятся тягачи в ближайшие десятилетия

youtube.com

Грузовой транспорт продолжает эволюционировать, беря пример с легковых собратьев. Нормой становится электрофикация, гаджетизация, автоматизация. Какими будут грузовики в ближайшем будущем? К чему стремятся автопроизводители? Разбираемся в концептуальных траках.

Аэродинамика, электродвигатели и роботы

Автопроизводители в первую очередь бьются над снижением расхода топлива у грузовиков. Ведь траки, в отличие от большинства легковушек, ходят сотню-другую тысяч километров год. Поэтому даже снижение аппетита грузового авто на 1% позволяет экономить до 500 литров топлива ежегодно. А если в автопарке грузоперевозчика таких машин много, то цифра будет еще более впечатляющей.

Серьезному снижению расхода топлива, по мнению разработчиков, способствует совершенствование аэродинамики. Например, сокращение лобового сопротивления на 2% может дать 1% экономии солярки. По этой причине грузовики будущего от крыши до колес имеют сложные аэродинамические обводы.

Двигатели внутреннего сгорания не очень перспективны относительно увеличения топливной эффективности. Также им все сложнее соответствовать новым экологическим требованиям. По этой причине автопроизводители все чаще обращают внимание на гибридные моторы и электродвигатели.

Существенная проблема передовых силовых установок – в значительном весе и размере аккумуляторных батарей для них. Возить такой груз на траке невыгодно. Да и запас хода таких грузовиков пока будет невелик. Остается ждать, когда инженеры добьются прогресса в сфере технологий будущего и создадут в том числе новое поколение электробатарей. Также будет нужна целая сеть сверхмощных зарядных станций. Чтобы создать необходимую инфраструктуру, понадобится время и средства.

По этой причине автопроизводители пока не готовы отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Зато они активно совершенствуют эти моторы и внедряют экологичное топливо. В частности, солярка постепенно уходит в прошлое. Что же будет вместо нее? По мнению инженеров, трак будущего работает на биометане или на природном газе.

Автопроизводители уверены, что водитель грузовика будущего фактически перестанет крутить «баранку». Он скорее превратится в менеджера по логистике и оператора-экспедитора, а управлять грузовиком будет автопилот. Эти системы будут распознавать объекты, следить за качеством дорожного полотна, ориентироваться на высокоточную навигацию, связываться с дорожной и городской инфраструктурой.

Впрочем, оставить грузовик совсем без надзора оператора невозможно. Системы автономного вождения пока несовершенны, а их ошибки на тяжелой машине могут стоить очень дорого. Поэтому даже в будущем за «умными» траками будет присматривать человек. Так что дальнобойщики без работы не останутся!

Самые интересные концепты грузовиков будущего

За последние годы свет увидели ряд проектов грузовиков будущего. Некоторые из них воплощены в реальные ходовые образцы, а другие еще находятся на стадии дизайнерских разработок. Давайте посмотрим на лучшие из них.

Mercedes Benz Future Truck 2025

Что же интересного придумали немцы? Грузовик будущего Mercedes Benz Future Truck 2025 имеет автономное управление. Водительское кресло и руль пока никуда не делись, только дальнобойщик теперь просто следит за процессом, а не участвует в нем напрямую.

Немецкие инженеры создали электронный мозг, который должен уступать дорогу скорой помощи или пожарным, реагировать на сложные ситуации, следить за знаками. Трак будущего от Mercedes Benz, по задумке разработчиков, существенно экономит топливо и ведет себя на дороге максимально рационально.

Однако чтобы задумка стала реальностью, для таких грузовиков должны появиться специально оборудованные дороги. «Умные» трассы нужно нашпиговать всевозможными датчиками, которые будут контактировать с компьютером грузовика.

Фото: artfile.ru

Freightliner Inspiration Truck

Внешне Freightliner будущего непохож на передовой грузовик. Однако этот трак оснащен по-настоящему современной электроникой. Инженеры приложили максимум усилий, чтобы автопилот Highway Pilot полностью заменил водителей. Система распознает дорожные знаки и других участников движения. Она может подруливать, перестраиваться по полосам, тормозить.

Кстати, пробный выезд Freightliner Inspiration Truck совершил еще в 2015 году. С тех пор специалисты неустанно работают над совершенствованием авто и его систем. Вероятно, в настоящее время невозможно преодолеть бюрократические препоны и получить лицензию, которая позволит использовать такой автопилот повсеместно на обычной трассе.

Фото: magnitka-auto.ru

MAN Concept S

Инженеры компании MAN решили серьезно поработать над аэродинамикой своего трака будущего. Ведь, как уже отмечалось, от нее зависит расход топлива. Разработчики буквально влили в грузовик топливные баки и раму. Вместо зеркал используются камеры заднего вида.

Благодаря этому аэродинамическое сопротивление Concept S сравнимо с сопротивлением легковушки. Данная модель потребляет на четверть горючего меньше, чем сегодняшние грузовики.

Трак также буквально нашпигован многочисленными электронными устройствами, которые помогают водителю. Например, разработана передовая система защиты от раскачивания, которая позволяет уверенно чувствовать себя на плохой дороге или при больших скоростях.

twitter.com

Volvo Concept Trucks

Грузовой автомобиль будущего от Volvo выглядит крайне элегантно. Из кабины исчез руль, рычаг переключателя поворотников, привычные кнопки. Им на смену пришла современная панель управления, на которую выводится вся необходимая информация. Часть данных поступает на лобовое стекло.

Безопасности тягача уделено большое внимание. Снизу спереди машины располагается специальный козырек, — он примет на себя основной удар во время лобового столкновения. Кабина получила несколько камер, которые должны следить за состоянием водителя, — если он начнет засыпать или отвлечется, система подаст звуковой сигнал.

Инженеры Volvo сделали акцент на объединение грузовиков будущего в единый караван, который должен управляться общей автоматизированной системой.

decepticomics.com

Hyundai HDC-6 Neptune

Hyundai два года назад представил новый проект концепт-трака HDC-6 Neptune. Грузовик выделяется оригинальным дизайном, навеянным нью-йоркскими железнодорожными поездами 1930-х годов.

Под капотом у трака расположен водородный двигатель. Используемое топливо делает его максимально экологичным. Дело в том, что эта силовая установка вырабатывает электричество за счет процесса химической реакции между водородом и кислородом. А единственным выбросом является обычная вода.

Сам водород располагается в специальных резервуарах под высоким давлением. Важно, что заправляться такой грузовик может довольно редко.

Пока не ясно, какие из этих машин будут поставлены на конвейер. Но тот факт, что крупнейшие автопроизводители вкладывают большие силы и средства в разработку проектов грузовиков будущего говорит о серьезности их намерений. Преимущества тягачей будущего очевидны — они станут экологичнее, безопаснее, а также позволят снизить расходы транспортных компаний и рационализировать дорожный поток.

Фото: hyundai.news


Павел Крэла