← Дзен

Российский рынок авторефрижераторов в 2020 году: тенденции и прогнозы

http://xn----7sbeezchgi9abogjthk8m.xn--p1ai/

По итогам пандемии рынок рефрижераторов сократился почти на четверть: наибольшее падение продаж зафиксировано в сегменте автономных холодильных установок.

Цифры и факты

Российский рынок авторефрижераторов сократился в 2020 году на 23% в натуральном выражении относительно 2019 года. Всего было введено в эксплуатацию чуть более 8100 новых транспортных средств с ХОУ (холодильно-отопительными установками) разного типа: прямого привода, автономных, вертикальных. В основном автомобили регистрировали юридические лица, на физических лиц пришлось 18% от всего количества. Об этом сообщает компания СИВ Трансхолод, дистрибьютор транспортного и торгового холодильного оборудования, основываясь на собственных данных, информации от маркетинговых автомобильных агентств, данных государственных органов.

Больше всего было закуплено агрегатов прямого привода — 4900 штук, мощных вертикальных ХОУ приобретено 2910 единиц. Автономных установок для грузовиков —всего 290.

Среди производителей лидерами по продажам в 2020 в России году стали: СARRIER (США), DonginThermo (Корея), H-Thermo (Корея), TerraFrigo (Россия), ThermoKing (США), Zanotti (Италия), Элинж (Россия)*. Своего рода «Большая семерка» среди присутствующих на российском рынке производителей холодильного оборудования.

Основные факторы, влиявшие на рынок рефрижераторов в 2020 году: пандемия, изменение курса валют, санкции против группы российских производителей транспортных средств и запрет на поставки им оборудования, дефицит шасси, сокращение ресторанного и гостиничного бизнеса, в первую очередь малых и средних предприятий. Пожалуй, ключевым фактором, повлекшим за собой другие события, стала пандемия коронавируса.

Уже в середине первого квартала началось сокращение продаж, нижней точки они достигли в апреле-мае. Затем начался восстановительный тренд, остающийся и на момент подготовки обзора.

Агрегаты прямого привода

Среди автотранспортных холодильных установок наиболее востребованы агрегаты прямого привода (DirectDrive), они применяются для перевозок температурных грузов внутри города, как правило, на легком коммерческом транспорте. Агрегаты не имеют собственного двигателя. Привод компрессора или генератора соединен через ременную передачу с двигателем автомобиля. Конструкционно агрегаты представляют собой сплит-систему — снаружи установлен конденсатор, внутри кузова — испаритель. Используются для перевозки как свежих, так и замороженных продуктов в фургонах от 2 до 50 м3.

Лидерами по вводу в эксплуатацию автомобилей с установленными агрегатами прямого привода стали Центральный, Приволжский и Уральский федеральный округа. Почти половина пришлась на Центральный округ, включая Москву и область.

По оценке компании СИВ Трансхолод, дистрибьютора холодильного оборудования, в TOP-5 брендов агрегатов прямого привода, проданных в 2020 году, вошли CARRIER, Zanotti, ThermoKing, Элинж, TerraFrigo.

При установке ХОУ прямого привода наиболее востребованы в 2020 году были автомобили российских марок ВИС, ГАЗ и зарубежных FORD, HINO, HYUNDAI, ISUZU, JAC, MITSUBISHI FUSO*.

Автономные агрегаты

Автономные агрегаты имеют собственный дизельный двигатель для обеспечения работы компрессора холодильной установки и других систем ХОУ. Используются для доставки по городу и междугородних перевозок в грузовых автомобилях с фургонами от 20 до 89 м3. Автономные ХОУ сразу с завода заправлены хладагентом ( R404A или R452A ), маслом, антифризом, готовы к монтажу и запуску в работу. Имеют собственную электросистему 12В, а топливо получают из топливного бака автомобильного шасси, на котором устанавливается фургон, либо из собственного топливного бака, если холодильный агрегат устанавливается на прицеп или полуприцеп.

Особенность автономных агрегатов — возможность установки как в верхней части фургона, так и в нижней части, под фургоном. Есть также специальные версии, Oasis и Nordic, для регионов с очень жарким климатом и очень холодным.

Продажи автономных агрегатов для грузовиков сократились более чем на 65% по сравнению с 2019 годом. 

 Лидерами в процентном снижении среди других округов стали Центральный и Уральский. Лидировали в продажах Центральный, Уральский и Приволжский округа, заняв в совокупности 60% от сбыта по всем регионам.

Если агрегаты прямого привода можно назвать условно массовым устройством — их приобретают компании разного размера и сферы деятельности, поштучно и партиями, то автономные ХОУ, как правило, поступают в парки крупных розничных продуктовых сетей и этот сегмент рынка в значительной степени зависит от срока службы уже эксплуатируемых установок и планов обновления или расширения рефрижераторного автопарка ретейлеров.

Вертикальные агрегаты

Вертикальные агрегаты устанавливаются преимущественно на полуприцепах с изотермическими фургонами стандартного объема — 88 м3 и увеличенных — до 126 м3. Такие автопоезда используются для крупных междугородних и международных перевозок температурных грузов. «Способ установки и использования этих агрегатов уже не ограничивается полуприцепами. Универсальность и простота монтажа позволяет применять их на станциях кросс-докинга, в рефрижераторных вагонах, на грузовиках с фургонами», — отмечает Павел Сыван, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании СИВ Трансхолод, дистрибьютора Carrier.

На российском рынке вертикальных агрегатов, как, впрочем, и мировом, доминируют два производителя – CARRIER и Thermo King. 

В 2020 году большая часть таких агрегатов была смонтирована на полуприцепах производства SchmitzCargobull, Krone и российской компании Тонар. Существенная доля от всего количества полуприцепов с холодильными агрегатами поступает из-за рубежа в виде полностью готовых к работе авторефрижераторов. Другая часть комплектуется, собирается в России из шасси, изотермического фургона, холодильной установки.

Вертикальные ХОУ имеют собственный дизельный двигатель и собраны в одно целое с испарителем по принципу моноблока. «Такие агрегаты, в частности Carrier Vector, сразу с завода заправлены хладагентом и другими эксплуатационными жидкостями, максимально готовы к запуску в работу. Аккумулятор 12В устанавливается в корпусе агрегата, топливо поступает из своего бака объемом 200 литров», — продолжает Павел Сыван.

Дополнительное оборудование

Вместе с холодильными агрегатам можно заказать и установить оборудование для достижения максимальной производительности системы и, а также контроля за ее параметрами: датчики открывания дверей, независимые регистраторы температурных данных, телематические системы для постоянного мониторинга груза и работоспособности ХОУ и прочее. Обычно, и 2020 год не стал исключением, максимум дополнительного оборудования заказывают именно с вертикальными агрегатами. Стоимость температурного груза, перевозимого в полуприцепе, может достигать десятков миллионов рублей и вопрос уже не в том, устанавливать ли вспомогательное оборудование, а в подборе оптимальной конфигурации.

В тоже время стоит отметить положительный тренд на дооснащение и агрегатов прямого привода — более чем на 24% увеличился спрос на регистраторы с возможностью печати данных, датчики дверей. 

Если предприниматель или компания приобретают рефрижератор для оказания услуг по перевозке, то регистратор – это недорогое и надежное решение по контролю за заданным температурным режимом. 

Например, перевозка вакцины от COVID-19 регламентируется СП 3.1.3671-20, обязывающим поддерживать температурный режим минус 18 °C и ниже в течение всего времени транспортирования и хранения при любой допустимой степени загрузки.

«Растет потребность в системах контроля с возможностью передачи данных онлайн. Перевозчики, продуктовый ритейл, фармацевтические компании хотят в режиме реального времени получать сервисные и эксплуатационные данные холодильной установки, информацию о действиях водителя по поддержанию температурного режима и его текущие значения», — подтверждает Андрей Сидоров, руководитель проектов компании-производителя ThermoFleet, программно-аппаратного комплекса для контроля холодовой цепи на всех ее этапах.

Фургоны

Основной объем производства и поставок изотермических фургонов для дальнейшего использования с холодильными установками приходится на российские компании: АвтоМаш, Автомеханический завод, ВИС-АВТО, Луидор-Тюнинг, СибЕвроВэн, Спецмобиль-НН, Тонар, Центртранстехмаш и другие*. Колебания валютного курса, государственная поддержка сыграли положительную роль в развитии отечественного производства. Более 85% фургонов для авторефрижераторов с агрегатами прямого привода были сделаны именно российскими производителями.

Подержанные авторефрижераторы

Помимо новых автомобилей с холодильными агрегатами приобретались и бывшие в эксплуатации автомобили. Годовой приток б/у автомобилей с холодильными агрегатами в разы превышает количество вводимых в эксплуатацию новых. Относительно 2020 года чуть больше трети из них были выпущены более 10 лет назад, еще треть приходится на автомобили возраста 5-10 лет, остальные автомобили младше 5 лет. Падение не коснулось сегмента подержанных автомобилей, наоборот, количество сменивших владельца транспортных средств выросло на 16 % год к году.

Проекты года

В прошедшем 2020 году были начаты или продолжены несколько знаковых проектов, серьезно влияющих на отрасль рефрижераторных перевозок.

По заказу сети «Магнит» инжиниринговая компания DriveElectro разработала электрогрузовик на шасси «КамАЗа». Максимальная мощность силовой установки грузовика «MOSKVA» составляет 230 кВт (312 л.с.). Емкость батареи — 140 киловатт-часов.

Ритейлеру необходим транспорт для доставки продуктов из распределительного центра близ города Дмитров в несколько сотен московских магазинов. «Магнит» постоянно работает над повышением эффективности логистики и минимизацией её воздействия на окружающую среду. По оценкам «Магнита», на 87 тонн будут снижены выбросы СО2 только с одного грузовика. Второй плюс — низкий уровень шума при работе. Зачастую магазины размещены на первых этажах жилых домов и жителям мешают звуки работы техники.

За температурный режим в кузове электрогрузовика отвечает холодильная установка Carrier Xarios 8, спроектированная и разработанная в компании Carrier.

Еще один важный проект – создание автономных рефрижераторных вагонов (АРВ). Компания «РусРеф» взяла на себя миссию создать АРВ нового типа для замены физически и морально устаревшего парка вагонов и фактически, возродить в России систему перевозок в рефрижераторных вагонах.

Для создания АРВ пришлось разработать новую конструкцию вагона. Источник холода в одном из вариантов исполнения вагона – Carrier Vector HE 19 — самый мощный агрегат в линейке холодильных установок Carrier. Группа разработки из «РусРеф» решила применить уже проверенный в самых разных условиях эксплуатации агрегат, что позволило существенно сократить сроки и стоимость разработки.

Мировой рынок рефрижераторного транспорта

Мировой рынок рефрижераторных транспортных средств достиг в 2020 году 16,11 млрд долларов США. В 2019 году объем рынка составил 15,1 млрд $, отмечает исследовательская компания IMARC. Оценка включает автомобильный, морской, железнодорожный и воздушный транспорт.

По оценкам экспертов, в течение следующих пяти лет мировой рынок рефрижераторных транспортных средств будет демонстрировать умеренный рост.

Одна из движущих сил глобального рынка рефрижераторных перевозок — рост потребления замороженных пищевых продуктов. В связи с растущей популярностью здорового образа жизни активизировался спрос на замороженные варианты различных свежих продуктов от потребителей наряду с растущим спросом на эти услуги со стороны операторов общественного питания. Кроме того, производство чувствительных к температуре фармацевтических препаратов и расширение торговых возможностей во всем мире также окажут благоприятное влияние на рост рынка.

*Компании перечислены в алфавитном порядке.

Материал предоставлен компанией СИВ Трансхолод Дистрибьюшн.