Эксперты предлагают альтернативу пропускному режиму, которая обеспечит перевозчикам равные условия и избавит их от бюрократических проблем.
Ассоциация транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) предложила руководителю дептранса Москвы Максиму Ликсутову отказаться от пропускной системы и заменить её на экологический сбор. Редакция ATI.SU ознакомилась с текстом направленного чиновнику письма.
Что не так с ограничениями и пропусками?
Ключевым минусом введённых ограничений эксперты называют их нецелесообразность, приводя пример: для замены фуры с 33 палетами (длина 16,5 метров) понадобится 17 малотоннажных грузовиков (общая длина более 100 метров).
Таким образом, разгрузив город от большегрузных автомобилей, дептранс рискует загрузить его гораздо большим количеством малотоннажников.
Большее количество машин не только ухудшит ситуацию на дорогах, но и увеличит риски ДТП; уровень подготовки водителей малотоннажников, отмечают в АТЭС, как правило, оставляет желать лучшего.
Текст обращения содержит отсылки к Конституции, в т.ч. к 8 статье, гарантирующей единство экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. АТЭС также ссылается на 257 федеральный закон («Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…»), согласно которому ограничения движения могут быть только временными. Эксперты напоминают, что допуск грузовиков на МКАД ограничен уже более двух десятков лет.
Критикуют авторы послания и пропускную систему: на оформление одного пропуска может уйти до 8 часов. Упоминаются коррупционные инструменты, с помощью которых могут быть получены пропуски, а также необоснованные отказы, с которыми зачастую сталкиваются перевозчики. В АТЭС уверены: столичные перевозчики, сумевшие преодолеть этот бюрократический барьер, получают неоспоримое конкурентное преимущество перед региональными компаниями.
Виньетки вместо пропусков
Тем не менее, решить проблему и снизить количество грузового транспорта на МКАД и московских улицах можно. Для этого АТЭС предлагает ввести платные цифровые виньетки (аналог пропуска, чаще всего выполненный в виде наклейки на лобовое стекло) для въезда в город.
Тарифы на въезд предлагается привязать к массе и экологическому классу транспортного средства. Въезд среднетоннажников (от 3,5 до 7,5 тонн) пятого класса и выше будет стоить 700 рублей, владельцам большегрузов (от 7,5 тонн) придётся заплатить тысячу рублей. Для грузовиков второго и третьего экологического класса стоимость въезда составит 1200 рублей для среднетоннажных и 1600 для большегрузных машин. Машинам ниже второго экологического класса и ниже въезд в город предлагают запретить.
Годовые безлимитные пропуски будут стоить от 127 000 (за современный среднетоннажник) до 292 000 рублей (за большегруз второго или третьего экологического класса).
Ограничить предлагают и габаритную длину ТС: до 12 метров в пределах ТТК и до 6 метров в пределах Садового кольца. За въезд таких машин в указанные зоны придётся заплатить по увеличенному на 30-50% тарифу.
По мнению экспертов, замена пропусков на виньетки по предлагаемой схеме снизит трафик грузовиков в столице на 20% и минимизирует рост цен на ввозимые товары. Кроме того, виньетки улучшат экологическую обстановку и подтолкнут перевозчиков к обновлению автопарков, что положительно повлияет на экономику в целом.
— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.