31 октября (воскресенье) в 2021 году — День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта (День автомобилиста). История, традиции и интересные факты о празднике.
Хоть День водителя и имеет сугубо профессиональные корни в России, сегодня с этим праздником поздравляют и автомобилистов-профессионалов, и любителей.
У Дня водителя (или как его ещё называют «День автомобилистов», «День шофёра», «День работников автомобильного транспорта») плавающая дата, его принято отмечать в последнее воскресенье октября. Например, в 2020 году он выпал на 24-е число.
Итак, День работников автомобильного транспорта был провозглашён Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза в 1976 году и закреплён указом того же органа в октябре 1980-го. Согласно Указу № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», День автомобилиста должен был отмечаться в последнее воскресенье октября — ежегодно. До сих пор, уже на постсоветском пространстве, водители автомобилей (легковых и грузовых), троллейбусов, автобусов и т.д. чтут и отмечают данный профессиональный праздник.
В связи с постоянно усиливающейся автомобилизацией в современном мире грань между профессиональными шофёрами и автолюбителями, — а именно так у нас было принято называть человека, который водит машину, но при этом не работает водителем, — почти стёрлась.
В наши дни любой рядовой автомобилист может переквалифицироваться в стан профессионалов автомобилевождения, элементарно зарегистрировавшись таксистом или курьером от какого-либо мобильного приложения. Владельцы грузовых машин открывают ИП и оказывают услуги по перевозке грузов. Поэтому и современный День автомобилиста стал праздником для всех, у кого есть права на вождение автомобиля, и они его отмечают.
Однако в эпоху СССР для того, чтобы устроиться работать шофёром, одного только желания было недостаточно. А самые жёсткие требования предъявлялись к водителям-международникам, то есть к дальнобойщикам, совершающим рейсы за рубеж.
Парадокс СССР: профессия водителя-международника
Как это ни парадоксально, но в Советском Союзе существовала профессия водителя-международника. Причём у них были рейсы не только в страны социалистического лагеря, но и в Западную Европу
В 1933 году начались рейсы советских автоперевозчиков в Монголию по знаменитому Чуйскому тракту, прежде всего, перевозивших горючее. После 1963 года водителей-международников стали отправлять в дружественные социалистические государства, а потом в страны Западной Европы.
Развитию международных перевозок поспособствовало появление такого учреждения, как Кунцевское автохозяйство междугородных сообщений Главмежавтотранса Минавтошосдора РСФСР, в 1963 году и «Совтрансавто» — в 1968-м.
Водителей-международников отбирали по следующим критериям:
- Наличие водительских прав 1-го класса;
- От 5 лет вождения без аварий, открытые категории С и Е на внутренних маршрутах по СССР, или от 10-ти лет стажа рядового водителя грузовика;
- Знания в области иностранных языков, успешное прохождение соответствующего экзамена — особенно это касалось тех, кто будет ездить в дальнее зарубежье;
- Наличие положительных рекомендаций от руководства на предыдущей работе/должности;
- Безупречная репутация и благонадёжность для органов государственной безопасности;
- Знание транспортного законодательства других государств, обладание прочими навыками для поездок в продолжительные рейсы.
Ещё одним неофициальным, но очень весомым требованием будущему шофёру-международнику предписывалось, что он должен быть хотя бы кандидатом в члены КПСС, а лучше – действующим членом.
Предпочтение отдавалось в пользу семейных людей, минимум с двумя детьми. Считалось, что холостого и бездетного сотрудника можно не дождаться обратно из рейса, так как его «мало что держит на родине».
Безусловно, такие водители постоянно находились под наблюдением у представителей госбезопасности, а в их отношении велась тщательно продуманная пропаганда.
Шофёры-международники проходили жёсткий инструктаж с представителями КГБ, которые разъясняли им, как вести себя в той или иной ситуации, как и с кем вести разговор. Причём сразу в капстрану новоиспечённый водитель поехать не мог. Ему предстояло сначала простоять слесарем в ремонтной зоне, в народе именуемой «ямой», до двух лет, поработать на внутренних рейсах, само собой, пройти обучение и защитить полученные знания на экзамене.
Несколько лет международник проходил «обкатку» поездками в дружественные Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, ГДР и Югославию, а вот в «настоящую заграницу» он отправлялся уже в статусе высококвалифицированного специалиста и самого что ни на есть благонадёжного гражданина СССР.