Задержка на выгрузке – неприятная ситуация, с которой сталкивались многие водители. Она становится особенно неприятной, если температура падает ниже минус 60, лобовое стекло лопается от мороза, а свободных мест на стоянках (не говоря уже о тёплых боксах) в округе нет.
Историей о поездке, которая запомнится надолго, предприниматель из Казани Кирилл Нестёркин поделился с подписчиками своего YouTube-канала.
15 декабря 2020 года мы заключили договор на перевозку груза из Казани в Новый Уренгой. Ставка была приличной: около 65 рублей за километр с НДС (и около 58 без НДС, что даже при таком раскладе довольно неплохо). Мы заранее посмотрели, какие есть обратные грузы, приценились и поняли, что оттуда можно уехать. Но в наши планы вмешались обстоятельства.
В начале 2020 года мой родственник приобрел автопоезд с тягачом DAF. Мы помогаем ему находить загрузки, и все эти загрузки проходят через нашу компанию – как и этот рейс, о котором пойдет речь.
16 декабря фура загрузилась и отправилась в путь. У нас была договоренность о 30%-й предоплате. Мы никак не могли её получить: с самого начала что-то шло не так. 21 декабря машина прибыла в Новый Уренгой. На следующий день по условиям заявки у нас должна была произойти выгрузка – а мы до сих пор не получили предоплату. Наш логист созвонился с контактным лицом заказчика и предупредил, что мы не будем выгружаться, пока не получим деньги. Он услышал стандартные отмазки, но 22 числа предоплата всё-таки пришла.
Так как груз был предназначен для какой-то окологазпромовской компании (в Новом Уренгое всё крутится вокруг «Газпрома»), водителя обязали сдать тест на коронавирус. На выгрузку он мог ехать только после того, как получит отрицательный результат. Стоимость сдачи теста составила 3500 рублей.
Но тут возникло обстоятельство, которого мы не ожидали. Резко изменились погодные условия. 23 декабря температура упала до –45 градусов, и на выгрузке нам сообщили, что краны не выдерживают, гидравлика замерзает и технической возможности выгрузить машину нет.
Потом температура падает до –50, потом до –60. Самое страшное, что у грузополучателя нет никаких помещений, в которые можно было бы загнать транспорт, чтобы морозы не уничтожили технику. И тут мы понимаем, что ситуация полностью вышла из-под контроля!
23 декабря нам изменили условия договора и повысили ставку за сутки простоя до 6000 рублей. Водитель заметил, что автономный отопитель Eberspacher стал работать нестабильно. Через некоторое время он полностью вышел из строя, и водителю пришлось не глушить машину вообще. В режиме постоянной работы двигатель расходует около 85 литров топлива в сутки. Солярка на севере стоит дороже, чем у нас: примерно 52 рубля за литр. Порядка 4500 рублей в сутки уходило только на то, что машина просто стояла.
Но к сожалению работающий двигатель не спасёт грузовик от сильных морозов. Помимо двигателя есть пневматика, гидравлические системы, и всё это начало замерзать.
Боксы для грузового транспорта были переполнены. В них стояли рефы с бананами, которые замерзали намертво. Стоимость 12-часового простоя составляла 4 тысячи рублей, за сутки брали 8 тысяч. Причем этот бокс можно назвать тёплым только условно, т.к. нагретый воздух поднимается наверх, а снизу, где расположена гидравлика и пневматика, холодно. Шины промерзали настолько, что становились дубовыми и не крутились. Невозможно было тронуться с места. Поэтому даже в боксе полностью отогреть машину не получалось.
О чём тут можно говорить, если от мороза лопнуло даже лобовое стекло!
Нужно было срочно что-то делать: либо искать склад временного хранения, либо возвращать груз назад. Но заказчик стоял на своём и просил ждать улучшения погоды, чтобы разгрузить машину.
25 декабря начала выходить из строя пневматика, отказали тормоза. Машина уже не могла тронуться с места: лопнула пневмоподушка, вышел из строя кран уровня пола. У нас началась паника, мы поняли, что стоим в шаге от катастрофы.
Когда возникает какая-то конфликтная ситуация, вам нужно решать проблемы и при этом фиксировать свои действия. У вас должны быть доказательства того, что вы эти действия предпринимаете. Это может быть переписка: по электронной почте или в мессенджерах. Можно переписываться в АТИ, чтобы впоследствии при разбирательствах была возможность доказать, что вы о чем-то уведомляли контрагента, вели с ним диалог.
Первым делом я позвонил юристу, Сергею Богатову. Мы отправили грузополучателю уведомление о том, что просим сделать переадресацию на такой-то склад. После этого мы подождали два часа и, не получив ответа, отправили следующее уведомление, чтобы показать, что мы нацелены решить каким-то образом эту ситуацию и чтобы у нас была возможность сделать возврат груза.
Вернуться с грузом можно, но есть тонкая юридическая грань. Не все суды будут трактовать возврат в вашу пользу.
Поэтому мы решили написать по максимуму каких-то официальных уведомлений, писем. 25 числа мы предупредили, что вернём груз в Казань и потребуем компенсировать расходы на ремонт техники и обратный путь.
При возврате груза вы можете потребовать компенсации расходов в суде. Но максимум, что вам возместят в случае возврата – это расходы на топливо и командировочные, если они у вас официально подтверждены.
В то же время мы понимали, что если вернёмся, то для получения денег придётся пройти через долгие судебные тяжбы. После того как мы отправили последнее уведомление, с нами связались заказчики и согласились компенсировать всё что угодно, лишь бы мы дождались загрузки.
26 декабря температура потихоньку начинает повышаться. Водителю пришлось второй раз сдать тест на отсутствие коронавируса и три раза воспользоваться услугами отогрева техники (причем цена на них варьировалась в зависимости от температуры, в среднем 5000 рублей за вызов отогревочной машины и 2000 за час отогрева).
30 числа нас наконец позвали на выгрузку, но машина, к сожалению, не смогла тронуться с места.
Несмотря на то что двигатель постоянно работал, остальные системы были сильно проморожены. За счет грузоотправителя был нанят манипулятор, эти деньги потом вычли из общей ставки. Мы, наверное, могли настоять на том, чтобы их не вычитали, но нервы были на пределе, мы уже были так утомлены, что тоже пошли навстречу.
У нас сорвались все договоренности на обратный груз. Что делать? Мы приняли решение оставить грузовик в Новом Уренгое, а водителя вернуть на самолёте в Казань и сразу же после новогодних праздников отправить его обратно, за машиной.
На севере много денег делается на грузоперевозчиках – на стоянках, на обогреве. Но в сильные морозы на стоянках практически не найти места, туда выстраиваются очереди. Повезло, что в самом Уренгое у водителя нашелся знакомый, который был знаком с охранниками на КПП предприятия, где производилась выгрузка. Мы просто оставили там фуру и договорились, что охранники будут присматривать за ней.
Перелёт из Нового Уренгоя в Казань длился 6,5 часов с пересадкой. Билет обошелся нам в 13,8 тысячи рублей. Заказчик, естественно, его стоимость не компенсировал. Чтобы вернуть водителя после праздников обратно, пришлось заплатить 11 тысяч за перелёт с пересадкой. «Окно» при пересадке было большим, пришлось оплачивать гостиницу. Когда водитель прибыл на место, пришлось в очередной раз заказывать услугу отогрева…
К счастью, машина завелась сразу. В Нижневартовске у нас была оформлена заявка на обратный рейс: туда водитель и отправился.
Вот такая получилась непростая заявка. Теперь пройдемся по цифрам.
Общая ставка за рейс – 220 тысяч рублей с НДС. С момента загрузки в Казани до прибытия в Новый Уренгой после новогодних праздников было потрачено около 3000 литров солярки. Кран уровня пола обошелся в 15 тысяч. Крепежные ремни, которые потрескались на морозе – каждый 1500 рублей. Пневмоподушка – 5500. Два теста на ковид – 7000 рублей. А еще были отогревы, стоянки в боксах… итого расходы - 238 500 без НДС и без учёта командировочных водителя.
Не совсем правильно подводить итоговую черту под этой цифрой, потому что фактически машина стояла без дела: это - упущенная выгода. А еще есть кредитные обязательства, которые не были отбиты за время простоя.
Рейс получился, мягко говоря, убыточный. А кроме денег была потрачена куча нервов и времени.