Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко не обошел вниманием отмену ЕНВД: он побеседовал с перевозчиками и узнал их мнение о грядущих переменах. Выводы неутешительны: на мягкий переход могут рассчитывать лишь те, кто работает в регионах, где снижена ставка УСН.
Тема у нас – грядущие изменения в налоговом законодательстве, но как её позиционировать я, честно говоря, не знаю. Давать советы предпринимателям дело неблагодарное. В любом случае, решение остаётся за конкретным человеком, исходящим из своих конкретных обстоятельств. Наша задача – дать максимально полную и подробную информацию о происходящем, но выбор в любом случае остаётся за вами.
ЕНВД уже в прошлом
С 1 января 2021 года отменяется ЕНВД, на котором сидели многие перевозчики, относящиеся к малому и среднему бизнесу. По официальной версии, власти, принимая решение об отмене ЕНВД, исходили из того, что налоговое законодательство надо упрощать, снижать издержки на администрирование. Чем меньше режимов налогообложения, тем проще налоги собирать.
Вменёнка была достаточно удобной для автоперевозчиков: платишь определенную сумму с каждой единицы техники, которая эксплуатируется и не имеешь никаких проблем с бухгалтерией, не нужно содержать отдельного сотрудника, который будет вести все твои бумаги. Но ежели ЕНВД отменяют, надо выбирать какой-то иной режим налогообложения.
Основная система налогообложения. Та, которая с НДС
После отмены ЕНВД у нас остаётся основная система налогообложения, упрощенка и патенты. Микробизнес (с одной машиной), малый бизнес и среднего размера предприниматели традиционно шарахаются от основной системы в силу различных причин.
Первая – это полноценная бухгалтерская отчетность, которая подразумевает отдельного сотрудника, причем высококвалифицированного, а не просто девочки, которая закончила бухгалтерские курсы.
Вторая – немногие перевозчики из МСБ осознают все плюсы и минусы системы с НДС, которая при разумном и грамотном, но в то же время затратном подходе позволяет оптимизировать налоговые платежи.
Для подавляющего большинства перевозчиков, представляющих МСБ, эта система неоптимальна, поэтому рассматривать её особого смысла нет.
УСН: упрощенка по доходам и расходам
Есть еще упрощенка – упрощенная система налогообложения. У неё два вида: УСН по доходы минус расходы, 15% от показанной прибыли. Поскольку реальные расходы перевозчика действительно очень велики, свести к минимуму разницу, показав большие расходы и минимальный доход, казалось бы, большого труда не составляет. Показать нулевой баланс: ну вот такой я хреновый предприниматель! Такая плохая рыночная ситуация! Но такие варианты проскакивают до поры – до времени.
Анастасия Лямзина, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению. Москва.
— Когда мы говорим, что применяем 15%, учитывая свои расходы, налоговая всегда очень щепетильно и трепетно к этим расходам относится. Приходится доказывать их обоснованность. Если говорить о транспортном бизнесе, существуют нормы списания ГСМ: списать 100 литров на 100 километров не выйдет.
Андрей Белик, руководитель транспортной компании, Омск.
— Такая система невыгодна, потому что не все расходы принимают в зачет. В грузоперевозках расходов много, в том числе и побочных. Когда что-то горит, приходится рассчитываться наличкой за запчасти… всякие моменты бывают.
Еще вариант: упрощенка на 6%
Второй вариант упрощенки – со ставкой в размере 6% с вашего дохода, т.е. от всех денег, которые приходят к вам на счёт. На самом деле получается не 6%, а чуть больше, потому что есть еще отчисления в пенсионный фонд, 1%, который снимается в налоги с суммы свыше 300 тыс. рублей. Я не знаю перевозчиков, у которых доход меньше 300 тыс. рублей – это даже не ГАЗель.
И если всё это суммировать, то окажется, что шестипроцентная упрощенка увеличивает платежи предпринимателей не в 2-3 раза, а в 8-12 раз.
Юрий Хилюк, автоперевозчик, председатель комитета по транспорту Саратовской областной Торгово-промышленной палаты
— От меня потребовали расчёт, как будет выглядеть повышения налога, как оно отразится на нашей деятельности. У меня получилось в 19 раз повысится от ЕНВД до УСН с 6%, включая один процент на страховые взносы с 300 тысяч.
То есть, увеличение налогового бремени на и без того еле дышащего предпринимателя-перевозчика более чем существенное. Есть сомнения? Возьмите калькулятор, бумажку и пересчитайте по своим цифрам.
Остаётся патентная система
И, если у вас в собственности (владении, распоряжении) менее 20 единиц техники, вы можете использовать патентную систему налогообложения. В принципе (если говорить упрощенно), это та же самая вменёнка. И там, и там фиксированные платежи в бюджет. Стоимость патента в разных регионах разная. Всё зависит от аппетитов власти в конкретном регионе. Если сравнивать вменёнку и патент, то окажется , что суммы, идущие в региональный бюджет, вполне сопоставимы. Если раньше с единицы техники по вменёнке перевозчик платил 7-9 тысяч рублей, то по патентной он будет платить 10-12 тысяч.
Вроде бы терпимо, не фатально. Однако практически у всех у нас в башке сидят формулировки из Налогового кодекса о том, что патент, выданный на определенный вид деятельности в конкретном регионе, действует только на территории этого региона. Да, НК предполагает такой подход к патенту. И получается, что это тупиковый вариант для перевозчика, работающего по всей территории России.
Если исходить из формулировок, которые плотненько отложились у нас в голове, приходим к тому, что патент необходимо приобретать в каждом регионе, где ты осуществляешь загрузку или выгрузку.
А может, не так страшен чёрт?
Но при детальном рассмотрении и на практике все это выглядит несколько иначе. 2020 и 2021 – годы коронавирусного кризиса, а перевозки грузов автомобильным транспортом отнесены к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавирусных ограничений и запретов. В рамках поддержки федеральные власти дали региональным чиновникам возможность применять пониженные ставки налоговых сборов. То есть упрощенку с 6% у региональных властей есть возможность снизить до 1% и 15% до 5%.
Отменяя вменёнку федеральные власти в целях обеспечения спокойного переходного режима с одной системы налогообложения на другую даёт возможность регионам удержать налоговую нагрузку на прежнем уровне. Это нормально, потому что если мы рассматриваем автоперевозки, то по автоперевозкам никаких выпадающих доходов из бюджета не прогнозируется. Ведь платежи перевозчиков, которые перейдут на патенты или однопроцентную упрощенку, не уменьшатся.
Однопроцентная упрощёнка: вроде есть, но как бы её потрогать?
Андрей Белик, руководитель транспортной компании, Омск.
— С отменой ЕНВД нужно переходить на какой-то другой режим. Надо сделать это с таким расчётом, чтобы не отдать последние деньги на налоги, чтобы себе что-то осталось. Как вариант – патент, но патент может применять только ИП. А у нас ООО, хоть и маленькое. Я позвонил знающему человеку, чтобы уточнить, какая у нас, в Омской области, ставка по упрощенке по доходам. И мне выдали информацию: сейчас перевозки попадают под отдельные виды деятельности, где ставка снижена до 1%. На 1% работать можно, хоть это и больше, чем на ЕНВД.
Мне сказали номер постановления правительства, я тут же его нашел (ссылка), причем это постановление было от мая месяца, но грузовых перевозок в нём указано не было. Грузовые перевозки добавили в дополнении от 26 ноября, когда до перехода оставался месяц.
Проблема здесь только в одном: несмотря на указания, просьбы, рекомендации федеральной власти, в каких-то регионах поправки в местные нормативные акты успели внести, а в каких-то либо не успели, либо не захотели. Именно этот нюанс (приняли поправки или не приняли) вам и надо узнавать у своих местных налоговиков.
Андрей Белик, руководитель транспортной компании, Омск.
— То, что написано в этом документе, это всё диктует Москва. Это не просто так правительство области решило снизить процентные ставки. Причем <региональные власти> в конце года поджали очень сильно, чтобы они скинули ставки, и это происходит во всех регионах.
Коллеги мне звонили с Кургана. Я порылся в интернете и узнал, что ставки там тоже скинули до 1% и 5% соответственно. Они пошли на следующий день в налоговую, а им там сказали – ребята, идите паситесь, ничего такого нет.
Если местные чиновники проигнорировали необходимость внесения изменений в региональное законодательство… это тема другого разговора. Но если в вашем регионе такая коронавирусная поправка не принята, для вас остаётся единственная возможность удержать налоговые платежи хотя бы примерно в тех же размерах, как и ранее – это патент.
Один патент – один регион?
Анастасия Лямзина, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению. Москва.
— У нас в Москве нет ЕНВД, и московские перевозчики давно сидят на патенте. По себе скажу: патент у нас получен в Москве, а ездим мы по всей России. Были всякие письма рекомендательные, обращались налогоплательщики за разъяснениями. Вроде как говорили, что если хотя бы один пункт (погрузка или разгрузка) принадлежит к региону, где оформлен патент, то вопросов не возникнет. Если же мы, москвичи, везём груз из Рязани в Екатеринбург, то вроде как это под патент не попадает.
Но практика показывает, что налоговая принимает такой патент. Невозможно же ограничиться одним субъектом, и в каждом субъекте невозможно оформить по патенту. Это вообще нелогично!
Андрей Белик, руководитель транспортной компании, Омск.
- Вот что говорится в официальном ответе на запрос от ФНС Омской области.
То есть в этой ситуации всё сводится к тому, чтобы на ваших договорах, заключённых с грузоотправителями и экспедиторами, на транспортных накладных, в вашей переписке с диспетчерами, чтобы в шапках всех этих документов был указан ваш город. И если грузоотправитель, экспедитор или заказчик ставит там по шаблону свой населённый пункт, придётся настаивать на том, чтобы в этом договоре под шапкой этот населённый пункт был изменён на название вашего города.
Вообще, это какое-то масло масляное. Представим, что вы проживаете в Перми. Ваше ИП зарегистрировано в Перми, ваш транспорт зарегистрирован в Перми, ваш счёт и банковское обслуживание происходит в каком-то пермском банке. Все деньги, которые вы зарабатываете, перевозя грузы по Российской Федерации, в любом случае оказываются в Перми – в том регионе, где вы получили патент, где вы платите свой налог, вне зависимости от того, где вы зарабатываете деньги и откуда вам их перечисляют.
К сожалению, это не единственная нелепость, которую мы каждый день видим вокруг себя в реальной жизни.
Чем же сердце успокоится?
Подведём промежуточную черту. Там, где региональные власти на 2021 год, исходя из условий коронавирусного кризиса, приняли специальные условия налогообложения для МСБ, имеет смысл переходить на однопроцентную упрощенку – это оптимальный вариант.
Там же, где эти поправки не приняты, остаётся только патент – при всём при том, что при использовании патента остаётся ряд мутных вопросов и неявных проблем. Полагаю, что если в ходе применения патентной системой налогообложения большое количество автоперевозчиков столкнется с системными проблемами, связанными с формулировками налогового кодекса и деятельностью местных налоговиков, которые не всегда горят желанием должным образом реагировать на возникающие проблемы, если эти вещи вызовут общественный резонанс хотя бы среди автоперевозчиков и их партнеров по бизнесу, то ФНС так или иначе вынуждена будет на это реагировать. Выпускать четкие, однозначные разъяснения к существующим нормативным актам, поправлять работу местных налоговиков, отменять штрафы и какие-то наказания к перевозчикам, если они будут.
А в том, что они будут, я не сомневаюсь. К сожалению, по-другому у нас не происходит: законы принимаются, всплывают какие-то косяки, недоработки, несостыковки. Если они носят масштабный характер, собираются рабочие группы, формулируются поправки, законы дорабатываются. В качестве примера могу привести закон об ОСАГО. Если не ошибаюсь, года четыре после его принятия лихорадило всех: менялись абзацы и главы, пока он не пришел к вменяемому виду.
Время для принятия решения еще есть. Смотрите, слушайте, берите калькулятор, считайте, делайте выводы и принимайте решение. Надеюсь, наши советы и рекомендации вам в этом помогут. Удачи!