← Дзен

Черный рынок. Перевозчики в зоне риска

Каждая третья запчасть, продающаяся в России – кустарная подделка.

В 2019 году российские автоперевозчики потратили на запчасти огромную сумму – 462 миллиарда рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Насыщенный рынок деталей для грузовиков отличается высоким уровнем контрафакта.

Дешёвые «аналоги» в специализированных магазинах продавались всегда: в нынешней экономической ситуации они пользуются спросом среди предпринимателей, стремящихся максимально сократить издержки. Но в последнее время 

владельцы коммерческого транспорта всё чаще сталкиваются с подделками. Их цена может совсем незначительно отличаться от стоимости оригиналов, а  качество будет ниже, чем у самой дешевой, но всё же сертифицированной китайской или турецкой детали.

По мнению автоэксперта Сергея Ифанова, до 30% запчастей, продающихся на российском рынке, являются поддельными. Упаковка таких деталей практически полностью идентична той, что используется официальными поставщиками – различия найдёт только профессионал. 

Слова эксперта подтверждают данные компании OSRAM, согласно которым в 2019 году доля контрафакта на российском рынке запчастей составила 31%. При этом в 11% случаев производители использовали известный товарный знак незаконно, а в 20% случаев использовали бренд, сходный с оригинальным до степени смешения (изменяли одну букву на похожий символ из другого алфавита и т.д.). В ходе исследования было выявлено пять групп запчастей, среди которых контрафакт наиболее распространён:

  • фильтры (масляные, воздушные, салонные, топливные);
  • детали тормозной системы;
  • ремни и цепи;
  • детали подвески;
  • лампы и фары.

Отмечается, что количество подделок растёт: четыре года назад доля контрафактной продукции была на 4% ниже.

О чём говорят перевозчики

Мы опросили участников АТИ и выяснили, что практически каждый из них встречался с поддельными запчастями. Многие перевозчики уже «обожглись», купив контрафактные детали и советуют приобретать запчасти только в проверенных местах, обязательно сохраняя после покупки чеки.

— Постоянно сталкиваюсь с контрафактом. Клапана и форсунки – это больная тема, рассказывает Ильдар Ягудин из Саратова.

— Сейчас даже в крупных магазинах встречаются подделки. И неофициальным сервисам покупку доверять нельзя, всегда приобретаю запчасти сам, – делится опытом Илья Зыкин из Санкт-Петербурга.

— С такими курсами доллара и евро контрафакта станет еще больше, предполагает Денис Куранов из набережных Челнов.

От сумы до тюрьмы

Беспокойство перевозчиков вполне объяснимо. Качество произведённых в кустарных условиях подделок можно охарактеризовать ёмким выражением «ниже плинтуса». Они изготавливаются из низкокачественного сырья и не проходят обязательного тестирования, срок службы таких деталей в некоторых случаях исчисляется считанными днями. Более того, контрафактные детали могут занижать технические характеристики и свойства автомобиля, например – маневренность, управляемость, грузоподъемность.

Владелец легковушки может позволить себе беспечное отношение к своему автомобилю, но для предпринимателя выход машины из строя означает неизбежные убытки.

Головной болью может обернуться даже незначительная поломка, из-за которой водителю придётся искать нужную деталь и устанавливать её в ближайшем сервисе (или собственными силами, если позволяет квалификация). Если же ремонт затянется, сроки доставки будут сорваны, и предприниматель потеряет десятки, а то и сотни тысяч рублей.

Убытки – не самое страшное, что может случиться с перевозчиком, купившим поддельные запчасти.

Фото: mkala.org

Летом 2016 года в Дагестане произошло чудовищное ДТП. Неподалёку от населённого пункта Таловка у движущегося КАМАЗа оторвался полуприцеп. Он выехал на встречную полосу и врезался в пассажирский автобус, в результате чего погибли 10 человек, и еще 11 получили травмы разной степени тяжести.

В ходе расследования было установлено, что причиной ДТП стало состояние тягового крюка и сцепной петли грузовика – на их поверхности были обнаружены дефекты производства. Специалисты КАМАЗа провели экспертизу и выяснили, что эти детали были сделаны не в Набережных Челнах: на них отсутствовала маркировка с номером, датой изготовления и эмблемой завода. Так поддельная деталь унесла жизнь десяти человек. Её покупатель поплатился за свою беспечность: суд приговорил водителя к 3,5 годам заключения.

Это, пожалуй, самое известное трагическое ДТП с большим количеством жертв, произошедшее из-за контрафактных запчастей. Во многих случаях причина аварии остаётся неизвестной или списывается на ошибки водителей.

По данным аналитической службы «Авента-Инфо», контрафактные детали становятся причиной 4% от общего числа ДТП.

Доверяй и проверяй

Выход из сложившейся ситуации и эксперты, и перевозчики видят в приобретении запчастей в проверенных местах и их тщательной проверке перед покупкой.

Так выглядит наклейка с уникальным кодом на упаковке оригинальных деталей ГАЗ.

Производители запчастей активно борются с подделками и внедряют различные системы защиты. Наиболее продвинутая система на российском рынке разработана группой ГАЗ: она позволяет буквально за минуту отличить оригинальную деталь от контрафакта.

Каждой запчасти, произведённой Горьковским автозаводом или его поставщиками, присваивается уникальный VIN-номер: его можно найти на специальной наклейке, защищающей упаковку от первого вскрытия. Номер скрыт под серым напылением, стереть которое можно монетой или ключом. На наклейку также нанесён QR-код: он содержит ссылку на страницу проверки подлинности оригинала.

Не у всех иностранных производителей есть подобные системы защиты. Это неудивительно, ведь большая часть грузовиков на российских дорога – отечественного производства, спрос на запчасти для них выше, а подделок на рынке больше. Но зарубежные автогиганты тоже стараются бороться с контрафактом. К примеру, Scania иногда специально закупает поддельные детали, анализирует качество их изготовления и рассказывает клиентам, как отличить контрафакт от оригинальной запчасти.

Фото: Scania

Полностью исключить вероятность покупки подделки можно, приобретая запчасти у официальных дилеров или напрямую у производителей. Например, у «Группы ГАЗ» есть своя фирменная сеть – «Детали машин ГАЗ». В ней продаются только оригинальные запчасти, использующиеся нижегородским производителем на конвейере. На большинство деталей распространяется гарантия сроком на 1 год.

Все магазины сети подключены к электронному каталогу: позвонив в любой из них, вы узнаете, есть ли в нём нужные запчасти. Если детали в магазине не окажется, её закажут и оперативно доставят со склада.

Информацию о способах защиты, фирменных торговых сетях и авторизованных дистрибьюторах других производителей коммерческого транспорта вы можете найти на их официальных сайтах. Потратьте несколько минут, чтобы ознакомиться с ней и узнать, как отличить оригинал от подделки. Так вы сохраните своё время и деньги, а возможно и чью-то жизнь.