Когда-то в России американских капотных грузовиков было немногим меньше, чем европейских бескапотников. Почему они пользовались популярностью в нулевые и где их можно встретить сегодня?
О «золотом веке» американских грузовиков рассказал ведущий youtube-канала Тракс ТВ Миша Дизель.
— Мы находимся на федеральной трассе М7 в пригороде Чебоксар. Мы стоим уже минут 20 и пытаемся сосчитать, сколько американских грузовиков проедет мимо нас. За это время проехала пара сотен фур, но ни одного американца мы так и не встретили. Попробуем разобраться, куда исчезают американские грузовики с российских дорог.
За час на федеральной трассе, на одной из самых загруженных дорог России мы встретили всего одного американца. А раньше, каких-то 15 лет назад их было чуть ли не больше, чем европейских грузовиков.
Перенесемся в 2007 год. Это был последний год золотой эпохи грузоперевозок в новейшей истории нашей страны. В тот год было продано более 50 тысяч новых и подержанных грузовиков иностранного производства. Рейтинг продаж иномарок возглавляла шведская компания Volvo, на втором месте располагался MAN, на третьем – Scania. На четвёртом – держитесь крепче! – находился американский Freighliner. Это мы говорим о совокупных продажах новых и подержанных грузовиков, но если рассматривать импорт только подержанных грузовиков, то Freightliner окажется на первой позиции, тогда он занимал более 20% рынка!
В нулевые из американцев больше всего в нашу страну, как вы уже поняли, было завезено именно Freightliner’ов. За ними шли менее популярные марки – International, Volvo (именно американские, а не европейские), Kenworth, Peterbilt, Mack и экзотика вроде Sterling и Western Star. Основу всех импортированных американских грузовиков составляли дешевые траки из крупных компаний-перевозчиков Нового Света. Соответственно, это бедные комплектации и достаточно скромные исполнения, без знакомых по американским фильмам хромированных труб и многочисленных лампочек.
— Вот этот Freighliner Century стоит на продаже уже, наверное, года три. Если заглянуть в интернет, то мы увидим, что сегодня в России подержанных Фредлайнеров продаётся более трехсот единиц. Ну а цены на эту модель, Century, начинаются с 500 тыс. рублей. За неплохо выглядящую машину 1999 года выпуска придется заплатить 700-730 тысяч. Конечно, это будут достаточно уставшие машины.
Иными словами, за сравнительно небольшие деньги вы можете стать счастливым (а чаще всё-таки уже несчастливым, если принять во внимание возраст и состояние машин) обладателем настоящего американского грузовика, пусть и в бюджетном исполнении.
Взлёт и падение
В чём же секрет такой бешеной популярности американских грузовиков в нашей стране в сытые нулевые? Россия по своим масштабам всё же ближе к США, чем к Европе. Кроме того, у нас отсутствуют такие жесткие ограничения по длине автопоезда, которые есть в ЕС. Плюс в России водители, не избалованные комфортом, работавшие в крохотных кабинках ГАЗонов, КамАЗов и МАЗов с радостью восприняли огромные кабины американцев, которые можно сравнить с небольшой квартирой на колесах. Кроме того, длинная колесная база и три оси гораздо устойчивее на скользком покрытии – например, после дождя, в снегопад или гололед. А два ведущих моста добавляют уверенности при движении в зимнее время года.
Все вышеперечисленные достоинства с лихвой перекрывали недостатки этих машин. А недостатки у американцев тоже были – это большие габариты, плохая маневренность, шум и тряска при движении внутри кабины, несинхронизированные коробки передач и высокий расход топлива.
Но американец американцу рознь. Конечно, в Россию завозились и приличные грузовики – с огромными спальниками, богатым оснащением и в хорошем состоянии. Но всё же большая часть ввезенных машин была из крупных парков. Помимо того, что были они, как правило, в скудной комплектации, так еще и состояние у них было «без слёз не взглянешь». Но цена была бросовой, поэтому наши перекупщики завозили их огромными партиями. А неискушенные на тот момент российские перевозчики с удовольствием их покупали.
Продажи американцев только росли, а сервисы продажи запчастей набирали обороты. Так что же случилось? Почему сегодня американцы исчезают с российских дорог?
Самый сильный, сокрушающий удар нанес кризис 2008 года. На тот момент площадки продавцов оказались забиты только что пригнанными и оказавшимися никому не нужными машинами. А многие грузовики за неуплату отбирали лизинговые компании и банки. Перевозки рухнули, а вместе с ними упали и продажи подержанных американцев.
Тем временем государство начало жесткое и планомерное затягивание гаек, чтобы защитить отечественного производителя от засилья подержанных иномарок и ввело запретительные таможенные пошлины. Этим оно поставило крест на массовом ввозе американских грузовиков в нашу страну.
А ведь в своё время под Питером даже организовали производство американских грузовиков под брендом International, но время было выбрано крайне неудачно – аккурат 2008 год. Производство американцев в России закончилось, едва успев начаться.
Где они сегодня?
Что происходит с американскими грузовиками в России сейчас? В экономическом плане они проигрывают европейцам. Дело в том, что американские траки заточены под чуть большую крейсерскую скорость, поэтому у них немножко другие передаточные числа в трансмиссии, в отличие от европейцев. Вкупе с двумя ведущими мостами это отрицательно сказывается на расходе топлива. Среднестатистический современный европеец с обычным полуприцепом расходует меньше 30 литров солярки на 100 километров – такими показателями американцы похвастаться не могут.
Но зато американские тягачи отлично себя чувствуют под самосвальными полуприцепами, под «бочками» или в перевозках тяжеловесных грузов.
Ну и конечно, американцы просто великолепны там, где важна проходимость – всё-таки два ведущих моста «решают». А в целом, если рассматривать перевозки в России, в качестве магистрального грузовика европеец всё-таки будет предпочтительнее.
Сегодня массовый ввоз американцев в нашу страну прекращен, хотя какие-то единичные случаи всё-таки встречаются. В основном же приходится говорить о машинах, которые были ввезены в Россию еще в сытые нулевые. Небольшой процент этих грузовиков осел у настоящих ценителей американских траков – они следят за ними, поддерживают в отличном состоянии и продолжают эксплуатировать. Но подавляющее большинство американских грузовиков, встречающихся на российских дорогах, находится в удручающем состоянии. А те сервисы, которые в свое время были заточены под обслуживание американцев, сегодня либо закрыты, либо перепрофилировались на ремонт автомобилей на других марок. Многие запчасти приходится искать либо на разборках, либо заказывать с большим сроком ожидания и соответствующим ценником.
Хочу выразить сожаление, что эти большие, красивые и по-настоящему интересные грузовики практически исчезают с наших дорог.
Но еще больше я боюсь, что подобные сюжеты в скором времени придётся снимать и про европейцев.