← Дзен

"Не подбирай никого, не останавливайся". Почему дальнобойщикам стоит остерегаться случайных попутчиков

tambov.bezformata.com

Всё реже водители грузовиков подбирают на трассе попутчиков. Это неудивительно: под автостопщиков нередко маскируются мошенники, и пропажа денег – не самое страшное, что может случиться с доверчивым дальнобойщиком.

Два похожих преступления, в результате которых водители грузовых автомобилей лишились своих денег, произошли вчера, 29 июля.

В Костромской области житель посёлка Вохма украл деньги у водителя КАМАЗа, согласившегося подвезти его до соседней деревни: мужчина решил навестить проживающую там дочь. В дороге произошла поломка, и пока водитель чинил машину, оставшийся в кабине пассажир вытащил из его кошелька 23 тысячи рублей. Устранив неисправность, водитель вернулся в машину и довёз злоумышленника до пункта назначения. Пропажу он обнаружил позже.

Потерпевший обратился к правоохранителям и описал своего попутчика. Полицейские сразу узнали в нём неоднократно судимого местного жителя и задержали его по горячим следам. К тому моменту вор, познакомившийся у сельского магазина с местными жителями, пропил с ними практически все украденные деньги: водителю он вернул 1400 рублей.

Похожая история произошла с жителем белорусского городка Ольшаны, возвращавшимся из международного рейса. В Барановичах он вызвался подвезти до Минска мужчину, представившегося коллегой-дальнобойщиком. Интересно, что до самого прибытия в столицу республики водитель не оставлял попутчика одного. Однако высадив мужчину, он обнаружил, что из сумки пропало 2500 евро.

Машину осмотрели полицейские: они сняли отпечатки пальцев с пассажиркой двери и провели дактилоскопическую экспертизу. Оказалось, что укравший деньги мужчина никогда не работал дальнобойщиком и даже не имел водительского удостоверения, а вот судимость у него уже была. Задержать вора пока не удалось.

— Такие случаи происходят очень часто, – рассказал нам председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров, – поэтому сейчас водители практически перестали брать попутчиков. Раньше мы всегда подвозили людей, чаще всего автостопщиков, а теперь практически не берём.

В некоторых американских компаниях водителям запрещают брать попутчиков. Контроль за водителями происходит с помощью телематики – камер, установленных в кабине грузовика. В России же такие технологии встречаются крайне редко. Сергей Владимиров отмечает, что подобные распоряжения в наших реалиях будут бессмысленны, потому что проконтролировать водителя в рейсе практически невозможно.

При этом на дорогах хватает и других опасностей:

— В Ростовской области сейчас водителей грабят безо всяких попутчиков. Недавно было четыре случая: пускали газ в кабину прямо на стоянке и выносили всё. Там уже месяца три орудует банда, грабежи происходят чуть ли не ежедневно, – рассказывает наш собеседник.

"Самую большую опасность водитель создает себе сам"

Председатель Межрегионального Профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов отмечает, что попутчики представляли опасность для водителей грузовиков и раньше. Он поделился с нами несколькими историями, которые могли бы закончиться печально, если бы не смекалка водителя.   

— Золотые девяностые я прошёл. Когда меня матушка собирала в дальнюю дорогу, она мне давала тревожный чемоданчик. Носки, трусы, консервы. И спрашивала – чемоданчик взял? Взял. А карабин взял? Взял. А патроны взял? Взял. Ну молодец. 

Сейчас, конечно, бандиты не останавливают грузовики на дорогах. Сегодня самая большая опасность, которая может быть – это та, которую водитель сам себе создаст. Остановился не там где нужно, посадил кого-нибудь…

История из жизни. Дождь, глубокая осень. Еду по семистепенной дороге за Волгу. В населённом пункте, в небольшом городишке стоит девушка. Ребёнок завернут в одеяльце. Ждёт, но не голосует. Никакого красного цвета (то есть знака о том, что это плечевая) нет. Мне стало жалко ребёнка и я остановился. Обошел машину, взял ребёнка в руки, она залезла в кабину, подал ей ребёнка. Проехали пять минут, она обогрелась, положила ребёнка на спальник...

И устроила мне весёлую поездку. «Остановись здесь, остановись там, я хочу в туалет, я хочу покушать...» Если бы я остановился там, где она просила, то по башке получил бы точно. А ребёнок за это время не вякнул ни разу – не удивлюсь, если она его накормила наркотиками.

Другой случай был еще хуже. Подобрал я двух маленьких девочек, одной лет 14, другой около 10. Жара, захолустье, до ближайшей деревни далеко – пожалел их! 

Проезжаем мы энное количество километров, и старшая девочка начинает продавать мне младшую. 

Нормальный расклад? Я понимаю, что сейчас мы подъедем к посту ГИБДД, меня остановят (грузовики останавливают всегда), они вылетят из машины и скажут: «он к нам приставал и показывал всякое…» И всё! Я остановился около речки и сказал – пойдемте, девочки, искупаемся, а потом видно будет. И уехал от них.

Еще один случай. Жара, полдень, еду в Саратов. Дорога пустая – на 300 километров один населенный пункт и один пост ГАИ. Захотелось мне в туалет. Остановил машину, взял с собой карабин и пошел в лесок, метров наверное 40 от дороги. Вижу – подъезжает вишнёвая девятка. Вылезают оттуда четыре человека. Подходят к машине, суют руку в районе переднего колеса под капот (понимают, что я только что встал), открывают задний борт, а там коробки до самого верха, детское питание. Начинают ходить и крутить жалом, искать, где я.

Я подождал пока они около капота собрались вчетвером, расчехлил карабин (а внешний вид у него – автомат Калашникова с рыжим рогом), держу у ноги, иду к машине. Увидели меня.

— Ты водила?
— Я водила.
— Ну иди сюда, поговорим.
— А мне отсюда слышно.
— Ты хочешь, чтобы мы подошли?
— Не надо, я колючий.
— А есть, чем уколоть?

Я на сгиб руки кладу карабин. Патроны в патроннике. Они начали в разные стороны расходиться.

— В кучу, ребята, стреляю без предупреждения.
— Да что ты, мы думали ты сломался, хотели помочь…
— Садитесь в машину и езжайте.

Они уехали. Прошло месяца три. Я возвращаюсь по этой дороге, переезжаю через Волгу. Останавливает меня гаишник, просит подбросить до поста. Едем с ним до поста, смеркается. Я понимаю, что ему нужно куда-то дальше и спрашиваю – чего ты дурака валяешь? У меня тепло, светло, музыка играет. Куда тебе ехать?

— В Первомайский.
— Поехали, довезу.

Едем по дороге, машина трясется на кочках и карабин со спальника выезжает на капот. Он спрашивает:

— Это что?
— Карабин
— А зарегистрирован?
— Конечно.
— Вещь нужная. Мы пару месяцев назад взяли четверых, трое из них в федеральном розыске. Остановили на посту вишнёвую девятку, проверили документы и уже отпускать собрались. А сзади едет КАМАЗ и с ходу в эту девятку въезжает. Мы передернули автоматы, к водиле подбегаем, а он весь в крови, ухо оторвано. Говорит: вот эти на девятке меня ограбили, избили, деньги отобрали. А что взяли? Такой-то товар. А у них в багажнике лежит этот товар…

Я рассказал ему о своём случае. Он прокомментировал – легко ты отделался…

"Лучше на дорогах не стало"

— Мошенники часто прикидываются автостопщиками, – продолжает Александр Котов. – Они могут специально брать с собой рюкзак и этот характерный матрасик. Работодатели часто рассказывают об этом наёмным водителям (собственники машин обычно сами всё знают и никогда не останавливаются). В качестве "наживки" часто используют и женщин. 

Поэтому – не подбирай никого, не останавливайся в пустынных местах! Сейчас полно платных туалетов, полно платных стоянок. Потерпи, даже если прижало! 

Да, раньше попутчиков подбирали чаще. Но человек со временем начинает учиться на чужих ошибках. Автостопщиков иногда берут и сегодня. Но не дай Бог случится так, что ты подвезёшь десять автостопщиков, а одиннадцатый окажется бандитом! 

Водители сегодня очень осторожны. Иногда в 15 канале народ орёт «возьми человека, срочно нужно, тут беда, тут такое…», но никто не откликается. Я на своей шкуре это испытал. Ехал в Дептранс Москвы на совещание в прошлом году, в 100 километрах от столицы машина сломалась. Оставил её на стоянке и сел к дальнобойщику (я был одет в костюм, сразу сунул ему визитку). Доехал до Москвы, купил нужные запчасти, а назад возвращался через Домодедово – там большая стоянка, куча машин. Подхожу к одному грузовику, прошу рацию («дай покричать!») – даёт. Но никто не отзывается! Я представляюсь, объясняю кто такой, куда еду. По сленгу-то понятно, что свой человек! Но всё равно боятся… наконец отозвался один товарищ. Говорит – я на мусоровозе с прицепом, грязный как собака. Поедешь? Рисковать-то ему нечем.

Лучше на дорогах не стало: по голове получить – проще простого, но водители стали осторожнее. 

*  *  *

Один из самых трагических случаев, связанных с доверием к случайным знакомым, произошел в Подмосковье осенью 2016 года. Наёмный водитель, работавший на индивидуального предпринимателя из Барнаула, привёз груз в столицу. Предприниматель собирался продать сцепку и попросил водителя встретиться с потенциальными покупателями, которые оказались преступниками. Встреча с ними произошла на АЗС рядом с городом Ступино. "Покупатели" каким-то образом уговорили дальнобойщика пустить их в кабину и отъехать от стоянки, а затем убили мужчину выстрелом в голову. Труп выбросили на обочину в Тульской области. Вскоре убийц задержали по горячим следам. 

Этот случай вызвал широкий общественный резонанс и широко освещался в СМИ. МПВП и ОПР помогли доставить тело погибшего водителя в родной город. 

— Ни в коем случае не доверяйте случайным знакомым! – призывает Александр Котов. – Если нужно встретиться с кем-то, встречайтесь на заправке: на людях хотя бы не убьют. Не соглашайтесь на предложения перекусить, сходить в сауну! Если видите, что коллега-дальнобойщик оказался в беде и просит о помощи, помогите ему, но даже в таком случае нужно быть настороже!