Пандемия обернулась для перевозчиков целым рядом серьёзных проблем. Соблюдать режим труда и отдыха в некоторых ситуациях практически невозможно; возникают трудности и с продлением удостоверений.
О продлении удостоверений и необходимости изменений в РТО подписчикам своего Youtube-канала рассказал координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
Поскольку история с коронавирусом затягивается, проблемы, казавшиеся несущественными еще пару недель назад, сейчас приобретают совершенно другое значение.
В самом начале этой эпопеи, 8 апреля, Путин заявил о том, что документы, срок действия которых истекает в период коронавирусной самоизоляции, должны быть продлены автоматически. Президент говорил о паспортах, водительских правах и иных удостоверяющих документах. Однако уже через пару дней СМИ начали приводить совершенно иные цитаты, утверждая, что это информация из Кремля:
«Правительству принять решения (…), обеспечивающие приостановление течения срока действия паспорта гражданина РФ (…), национального водительского удостоверения, а также иных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ»
Есть ли разница в формулировках «иные удостоверяющие документы» и «иные документы, удостоверяющие личность гражданина»? Мне кажется есть, и весьма существенная. Вот, скажем, разрешение на огнестрел – это документ, удостоверяющий моё право владеть огнестрельным оружием. Это не документ, удостоверяющий мою личность – это иной удостоверяющий документ. И если срок действия этого удостоверения истекает в обозначенный период (с февраля по июль), он должен продлеваться автоматически, безо всяких условий и условностей.
Ровно и прямо, как водится, у нас никогда ничего не получается. В интернете есть информация о том, что люди, срок действия водительских удостоверений которых закончился в апреле текущего года, пытались оформить продление – и у них ничего не получилось. Для оформления удостоверения нужна медицинская справка, а получить её в нынешней ситуации невозможно. Судя по реакции СМИ, какие-то шаги для исправления этой ситуации, наверное, будут приняты.
Но у нас, автоперевозчиков, свои проблемы. В числе иных удостоверяющих документов – удостоверение ДОПОГ.
Когда нам на электронную почту стали приходить вопросы от перевозчиков («Заканчиваются сроки действия удостоверения, а учебные комбинаты закрыты – что делать?»), мы обратились в Ространснадзор.
Опасные грузы – это топливо, газ, ядохимикаты, порох. Девять классов, три десятка подклассов, сотни позиций, и практически все они нужны либо для обеспечения жизнедеятельности населения (топливо), либо для предприятий непрерывного цикла работы (нефтехим, оборонка, практически все стратегические отрасли). Отмахнуться малозначительностью от такой проблемы не получится.
В Ространснадзоре нас заверили, что такую вещь они могли упустить из вида и будут заниматься решением этой проблемы. Нам порекомендовали обратиться к министру транспорта, господину Дитриху, в письменном виде описать проблему и предложить варианты её решения. Что мы собственно и сделали: подготовили письмо, в котором объяснили необходимость соответствующих распоряжений в адрес Ространснадзора и МВД – как им себя вести в случае выявления у водителя просроченного разрешения ДОПОГ. Полагаю, эти разъяснения мы увидим достаточно скоро.
А для тех, кто может попасть под «прессинг» транспортников и ГИБДД из-за просроченного удостоверения – можем рекомендовать одно: запишите дату, место, ФИО сотрудника и краткое описание ситуации. При этом (смартфоны есть у всех) желательно записать претензии сотрудников к вам – как к водителю с просроченным удостоверением. Очень хочется послушать, как инспектор будет посылать Владимира Владимировича.
РТО превращается в последний способ прессинга
Есть пласт проблем, на скорое решение которых надеяться не приходится. Речь идёт о РТО и тахографах. В целом требование обеспечить бесперебойную работу транспортно-логистических схем свою роль сыграло: у инспекторов ГИБДД осталось не так много поводов, чтобы останавливать водителей-дальнобойщиков и вымогать у них деньги. Но поводы всё же остались, и один из них – соблюдение режима труда и отдыха.
Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании:
— У ГИБДД сегодня это основной повод получить деньги с водителя. Пример: в Кемерово машины останавливают, и пока по тысяче рублей не соберут, никуда не отпускают. Причина – нарушение графика. Я уже не говорю о вещах, которые происходят в Красноярском крае. Идёт машина после двухсуточного отстоя, который оказался на полтора часа меньше, чем должен быть. Это всё вычисляют и начинают домогаться.
К сожалению, в складывающейся ситуации даже самый добросовестный автоперевозчик не всегда может выполнять требования 15 приказа Минтранса, касающегося РТО. Ритмичная работа предприятий сбита, сотрудники болеют, часть на карантине, часть на удалёнке, гастарбайтеры куда-то растворились… Утренняя загрузка может плавно перетечь в дневную, а то и вечернюю. И нагнать упущенное время автоперевозчику практически невозможно.
Михаил Опарин, руководитель транспортной компании:
— Да, по тахографу мозги выносят напрочь. У меня назначена загрузка на 10 утра, и в офисе думают, что машину загрузят в 10 утра. Поэтому выгрузку в Нижнем Новгороде назначают на 4 утра следующего дня. Но машину грузят не в 10 утра, а в 10 вечера. 12-часовое опоздание! А если машина опоздала в «Магнит», её просто не принимают и разворачивают.
В этой ситуации нагнать упущенное на загрузке время возможности у автоперевозчика нет. Он в любом случае либо налетает на официальный штраф, либо даёт взятку инспектору, который докопался до тахографа. И то и другое конечно нехорошо.
Есть еще один момент. Если принять официальную точку зрения по поводу распространения вируса, необходимости снижения контактов между людьми и соблюдения социальной дистанции, то получается, что жёсткое исполнение РТО провоцирует увеличение эпидемиологических очагов.
Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании:
— Что необходимо в такое время? Нужно сократить количество возможных эпидочагов. А для этого нужно, чтобы люди как можно меньше контактировали друг с другом, чтобы они максимальное количество времени проводили в безопасности, на работе, за рулём. Эти вещи необходимо как-то предусмотреть. Что-то новое придумать нельзя – можно использовать лучшие мировые образцы.
Какой режим труда и отдыха в США? Семидневная рабочая неделя. Обязательный 10-часовой отдых на сон. 14 часов рабочий день – но из них на вождение уходит 11 часов, а всё остальное время водитель распределяет, как ему удобно. Где ему захочется остановиться, покушать, передохнуть, сделать зарядку на улице – он сам это выберет! Наши шоферы не идиоты, они не будут подвергать опасности себя и своих близких.
У американцев такой режим труда и отдыха работает десятилетия, и ведь не поубивали они пол-Америки. С безопасностью движения там всё в порядке. Поэтому на такое время, на карантинное, на сверхординарное надо взять лучшие мировые образцы и запустить их на территории РФ.
Это ведь абсолютно понятно; чем меньше у водителя остановок, чем меньше у него контактов с непонятными людьми, чем меньше шараханий по стоянкам и пересадок из кабины в кабину, тем меньше вероятность распространения коронавируса по асфальту на колесах. Исходя их этих соображений, в Европе временно отменили ряд требований к соблюдению РТО.
Максим Сухомлинов, эксперт по тахографическим системам:
— Да, есть такое, внесли временные поблажки: увеличили суточное время нахождения за рулём и уменьшили недельный отдых. Страны, в зависимости от ситуации, самостоятельно устанавливают сроки. В Европе эту ситуацию поняли и пошли навстречу перевозчикам, потому что перевозчики сейчас спасают Европу, сидящую по домам.
Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании:
— Дошло до смешного: вводятся поблажки в Европе. Там, где маршруты «копеечные» – по 500-600 километров, а иногда и меньше. Но здесь наиболее жестко занимает позицию Минтранс РФ: у нас никаких поблажек к 15 приказу быть не может. Конечно, в этой ситуации необходимо отменять ряд его положений. Неплохо бы, чтобы вообще Минтранс подумал об отмене 15 приказа как такового и об изменении российского РТО и тахографии. Это был бы возврат к реальности, к потребностям экономики – и заодно это неплохо сыграло бы в нашем эпидрежиме. Но никому это не надо.
Полагаю, и общая отрисовка ситуации, и конкретные примеры, которые приведены в этом сюжете помогут нашим контрольным органам проявить необходимую гибкость, чтобы избавить автоперевозчиков от избыточно жесткого наказания за нарушение РТО в период, когда его и правительство не в состоянии соблюдать. Я больше чем уверен, что спокойный, взвешенный подход к РТО, продемонстрированный в Европе, даст перевозчикам возможность спокойно работать. В то время как жесткое исполнение требований 15 приказа это а) взятки и б) гонки. Это нервотрепка и конфликты, что так или иначе сказывается на снижении безопасности дорожного движения.