Коронавирус вмешался в работу всех без исключения перевозчиков. Но проблемы у предпринимателей разные: кто-то не может найти грузы, а кто-то – водителей для рейсов в страдающую от пандемии Европу.
В Краснодарском крае и Тамбовской области растут объемы перевозок продовольствия и медикаментов. На Урале сокращаются перевозки стройматериалов. В Свердловской области предприниматели просят отменить “Платон”, а в Калининградской – жалуются на дефицит водителей. Журналисты ТАСС пообщались с перевозчиками и узнали, как изменилась их работа в период “коронавирусных выходных”.
В условиях нынешних ограничений конъюнктура рынка быстро меняется. Руководитель отдела логистики ТК “Спецавтотранс” (Тамбовская область) Роман Жалнин рассказал журналистам, что раньше его компания возила в основном мебель и стройматериалы, но сегодня в прицепах чаще оказывается антибактериальное мыло, корма для животных, подгузники и влажные салфетки. Спрос на товары первой необходимости вырос, крупные ритейлеры и предприятия онлайн-торговли активно завозят их на свои склады. Вырос спрос и на продукты питания, особенно на те, которые долго хранятся: это крупы, консервы, мука. В “Южной логистической компании” (Ростов-на-Дону) также наблюдают повышение спроса на перевозки крупы и антисептиков. Директор компании Алексей Сергеев отмечает, что ажиотаж в продуктовых магазинах отражается на работе перевозчиков с небольшой временной задержкой.
Филиалы “Деловых линий” и GTD на Урале сообщают, что объемы перевозок для частных лиц в последние недели остаются на прежнем уровне. Обе к-омпании работают в штатном режиме, без каких-либо изменений.
Хуже обстоят дела у тех, кто возит строительные материалы и промышленное оборудование.
ООО “Торговый дом Эталон” возит сыпучие грузы для строительства и сырье для производственных предприятий непрерывного цикла. Учредитель компании Анна Петрова рассказала журналистам ТАСС, что все запланированные на эту неделю рейсы были отменены из-за закрытия компаний, поставляющих сырье. Убытки в таком случае несёт не только перевозчик, но и предприятие, которое не получит заказанный груз. В целом же, отмечает Анна Петрова, у её компании объемы перевозок внутри региона сократились на 70%.
Представитель ассоциации “Грузавтотранс”, член объединения “Опора России” Ольга Данилко отмечает, что на фоне снижения объемов перевозок дополнительные проблемы возникают из-за контролирующих органов. Предприниматель приводит в пример недавно произошедшую ситуацию, когда
инспекторы пытались запретить движение машины с банками для фасовки продуктов питания, указывая на их отсутствие в списке товаров первой необходимости.
Проблемы на границах
В Омской области проблемы возникают у перевозчиков, привыкших ездить в Курганскую область через Казахстан. Казахстанские пограничники пропускают российские машины, но с недавних пор они начали проверять загранпаспорта: у многих водителей их нет. Теперь дальнобойщикам, направляющимся в сторону Кургана, приходится делать “крюк” длиной в 680 километров, тогда как путь через Казахстан почти на 20% короче.
В Калининградской области спада перевозок в направлении России пока не отмечают, зато фиксируют просадку на европейском направлении. Вице-президент ТК “ДСВ-транспорт” Леонид Степанюк отмечает, что снижение объемов перевозок обусловлено непростой ситуацией, сложившейся в Евросоюзе. На границах, по словам предпринимателя, скапливаются очереди, а формальные процедуры занимают больше времени, чем обычно.
Однако главной проблемой Леонид Степанюк называет не задержки и не отсутствие товаров, а нехватку водителей.
Время – деньги
Роман Жалнин (“Спецавтотранс”) отмечает, что перевозчики стали тратить больше времени на разгрузку и погрузку: некоторые склады ввели систему “бесконтактных окон” (для использования которых нужно оформлять специальные талоны) и проводят медосмотр водителей.
Иногда задержки могут возникать из-за действий контролирующих органов. Так на подъезде к Нарьян-Мару недавно появился новый пост ДПС, на котором останавливают все без исключения машины. Сотрудники ГИБДД выясняют, не посещали ли водители зарубежные страны, а медики измеряют температуру. Хотя для грузового транспорта ограничений на въезд в город нет, постоять в очереди и пройти проверку дальнобойщикам всё же приходится. В пресс-службе УМВД по НАО уверяют: занимает она не более 10 минут.
Чего хотят перевозчики?
Свердловской областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) отправил в РСПП предложения местных компаний. Глава Союза Дмитрий Пумпянский смог передать текст письма главе кабмина Михаилу Мишустину. Среди мер поддержки, о которых просят свердловские транспортники – мораторий на уплату транспортного налога в текущем году, отмена взимания платы в рамках системы “Платон” до 31 декабря 2022 года и отмена утильсбора за машины экологического класса Евро-5 и Евро-6.
Анна Петрова (“Торговый дом Эталон”) считает, что отмена “Платона” – не самый справедливый шаг, так как траты на проезд по федеральным трассам включены в счет, оплачиваемый заказчиком, но цена перевозимого груза для конечного потребителя при этом не изменится.
Предприниматель предлагает вернуть действовавшую ранее компенсацию транспортного налога в размере средств, потраченных на “Платон”.
А Леонид Степанюк (“ДСВ-транспорт”) предлагает организовать для большегрузов “зелёные коридоры” – по примеру Евросоюза. Он уверен, что в нынешней ситуации транспорт нельзя ограничивать, точно так же как нельзя ограничивать работу предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность граждан и производящих продукты питания.