В России падают продажи грузовиков и LCV. Январское оживление в феврале сменилось штилем, а по итогам марта эксперты ждут обвала.
Рынок грузовых автомобилей в России переживает не лучшие времена. Аналитическое агентство «Автостат» сообщает о 80,7 тыс. машин, реализованных дилерами в 2019 году – это на 2% меньше, чем в 2018. На рынке лёгких коммерческих авто затишье: там за последний год объемы продаж не изменились и составили 112 тыс. машин. Иными словами, восстановление рынка после обвала, произошедшего в 2014 году, остановилось, и в сегменте тяжелых грузовиков он опять начинает скатываться вниз.
В начале года на рынке наблюдалось оживление: в январе грузовики прибавили 18% к АППГ, а LCV – 7%. Но уже в феврале продажи грузовых автомобилей просели на 8%. Эксперты отмечают, что по результатам этого года рынок может вновь уйти в минус из-за обвала рубля и связанного с ним повышения цен.
Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов отмечает: в декабре прошлого года продажи грузовиков выросли из-за повышения утилизационного сбора. Тогда перевозчики пополняли автопарки в преддверии связанного с ним роста цен. В январе и феврале многие дилеры сдерживали цены (в том числе и благодаря специнвестконтрактам). Но уже в марте из-за нестабильной экономической ситуации продажи грузовиков могут ощутимо просесть.
Владелец ТК «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин, вспоминая о последствиях финансового кризиса 2014-2105 годов, отмечает, что тогда покупки грузовых автомобилей остановились почти на год. Спрос на большегрузы восстановился лишь летом 2016 года, когда перевозчики смогли поднять тарифы и отыграть тем самым потери, возникшие из-за обвала рубля.
Помимо низкой стоимости национальной валюты и ограничений, вызванных коронавирусом, спрос на коммерческий транспорт подкашивают и другие проблемы. Среди них растущая с каждым годом нагрузка на бизнес.
— В январе 2019 года увеличилась ставка НДС, а в январе 2020-го повысился утилизационный сбор. Кроме того, ежегодно растут тарифы в системе "Платон", а также снижается деловая активность в стране, – цитирует «Коммерсантъ» Андрея Попова, директора департамента продаж грузовых автомобилей ООО "ФАВ-Восточная Европа".
Руководитель департамента коммерческого транспорта ГК «Автоспеццентр» Максим Шишко отмечает, что на фоне снижения тарифов и падения объемов перевозок многие перевозчики откладывают обновление автопарка, используют старые автомобили. Он также подчеркивает, что спрос на коммерческие автомобили сегодня тесно связан с программами господдержки.
Поддержка для своих
В наступившем году власти будут использовать два основных инструмента для поддержки рынка коммерческого транспорта – это компенсация утильсбора и субсидии, выделяемые на лизинг. Минпромторг сообщает, что на поддержку лизинга в этом году будет выделено столько же денег, сколько было выделено в предыдущем – около ₽10 млрд. Благодаря этому участники различных лизинговых программ смогут получить компенсацию в размере 12,5% (но не более 625 тыс. рублей) за каждый приобретенный в лизинг автомобиль.
Выделенных средств, как сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на данные Газпромбанка, должно хватить на 20-30 тыс. автомобилей.
Второй инструмент – компенсация утилизационного сбора – направлен на помощь производителям коммерческого транспорта. С января 2020 года утильсбор для большегрузов был увеличен на 145% и сегодня для одного автомобиля он составляет ₽300-450 тыс. Компании, разместившие производство на территории России, могут эту сумму не выплачивать – полностью или частично: это зависит от степени локализации производства. «Коммерсантъ» сообщает, что в нынешнем году на компенсацию утильсбора могут выделить ₽250-300 млрд.
Господдержка оказывает существенное влияние на рынок коммерческого транспорта и во многом формирует его ландшафт. Направленная в первую очередь на отечественных производителей, она способствует продажам российских грузовиков, которые занимают около 40% рынка. При этом безусловный фаворит рынка, КАМАЗ, продолжает наращивать лидерство (+7,3% за прошлый год). Неплохие результаты у занимающей второе место Группы ГАЗ (+5,9%). Продажи «Уралов» также выросли на 5,4%. А вот зарубежные производители показали куда худшие результаты, и это может быть связано с заградительными мерами, предпринимаемыми властями.
В сегменте LCV доминирование отечественных производителей еще более очевидно: 70% продающихся машин – российского производство. Как и в грузовом сегменте, российские машины здесь прибавили обороты по итогам 2019 года: продажи ГАЗ выросли на 3,1%, УАЗ – на 3,7%, Lada – на 3,4%.
Радикальные меры
Чиновники не раз призывали оживить рынок грузовых автомобилей более радикальным методом – ограничив или запретив использование устаревшего транспорта, не соответствующего современным экологическим стандартам. Совсем недавно глава комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев предложил запретить все грузовые автомобили класса «Евро-3» и ниже.
— Давайте скажем "нет" через два года автомобилям, которые работают на коммерческой основе с экологическим классом "Евро-0" и "Евро-1", давайте мы их в историю сдадим, – цитировали чиновника СМИ.
Такие предложения в целом вписываются в сложившийся на Западе тренд борьбы за экологию, однако в России их реализация практически невозможна. По информации «Коммерсанта», в случае реализации предложений Егвения Москвичева под запрет попадёт 80% грузовиков и 70% LCV, эксплуатируемых в России. Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко попытался подсчитать, во сколько могут обойтись бизнесу траты на обновление автопарка.
— Возьмём калькулятор в руки. Посчитаем по-минимуму: 3 миллиона машин под замену. Это магистральные тягачи, среднетоннажники, спецтехника. Разброс цен на новые – от 2 до 7-8 миллионов. Возьмём за среднюю величину сумму в 3,5 млн рублей. Перемножаем. В калькулятор такое число не входит, потому что
сумма затрат бизнеса на обновление автопарка – как его видит Минэкономразвития – это 10 триллионов рублей. Чтобы было наглядно и понятно, это почти половина расходной части бюджета РФ в 2019 году.
Более разумной альтернативой запретам в борьбе за экологию видится поддержка газомоторного транспорта. Впрочем, и его развитие требует серьёзных вложений. Эксперты отмечают, что сегодня оно тормозит в отсутствии развитой сети газозаправочных станцией и высокая стоимость первоначальных инвестиций.