Нестандартный груз — очень большой или очень тяжелый — требует особого подхода.
К его транспортировке необходимо подготовиться заранее: подобрать соответствующий автотранспорт, построить маршрут, получить специальное разрешение, маркировать автомобиль и т.д. В этом материале познакомимся с нюансами правил перевозок негабаритных грузов.
Определения
Стандартный груз помещается в кузове автомобиля или закрытом контейнере, не требует дополнительных усилий по его перевозке. Соответственно, нестандартный, негабаритный или тяжеловесный груз не может уместиться в кузов транспортного средства, так как его размеры или вес превышают допустимые параметры.
Чем могут быть представлены негабаритные грузы?
- Различной спецтехникой, например, для бурения скважин для добычи нефти, газа;
- Водными судами, например яхтами;
- Сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами, культиваторами и т.п.;
- Строительным оборудованием и строительными материалами;
- Промышленным оборудованием;
- Вместительными резервуарами для сыпучих и жидких материалов;
и т.д.
Важно, что все эти объекты невозможно разделить для перевозки на более мелкие части, которые могли бы считаться стандартным грузом.
Все нестандартные объекты принято делить на тяжеловесный и крупногабаритный груз.
К тяжеловесным относятся те, чей вес вместе с весом перевозящего транспортного средства (ТС), превышает допустимые нормы. Ознакомиться с нормами можно в Приложении № 2 к Постановлению Правительства № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом…».
Например, допустимая масса одиночной пятиосной машины составляет 38 тонн. Для шестиосного автопоезда ограничение — 44 тонны.
Крупногабаритный груз считается, когда его параметры вместе с параметрами ТС выше установленных в Приложении №1 упомянутого выше Постановления.
Так, длина автопоезда должна быть не более 20 метров, одиночного грузовика — до 12 метров. Груз может выступать за заднюю часть машины лишь на два метра. Ширина транспортных средств должна быть в пределах 2,55 метров. Высота — максимум четыре метра. При этом высоту следует измерять от земли до крайней высшей точки всей конструкции.
Правила дорожного движения
Правила перевозки грузов по автомобильным дорогам регламентированы рядом официальных документов. В частности ПДД, в которые периодически вносят изменения. В них, например, указаны условия, при которых транспортировка любых объектов — стандартных и нестандартных — является возможной. Так, груз не должен:
- заслонять обзор водителю транспортного средства;
- негативно влиять на устойчивость машины, затруднять управление ею;
- заслонять опознавательные знаки, световые приборы;
- захламлять трассу, окружающую среду, шуметь.
Также в ПДД есть пункты, касающиеся непосредственно крупногабаритных грузов. Последние должны быть отмечены специальными знаками — квадратными щитками (длина стороны — 40 сантиметров) с диагональными белыми и красными полосками. Поверхность такой таблички должна быть светоотражающей. В темное время ее следует дополнять фонарями: красным в задней части машины, белым — в передней.
Знак «Крупногабаритный груз» выглядит так:
Свое обозначение есть и для длинномеров, то есть машин длиннее 20 метров или автопоездов с несколькими прицепами. Символ в виде желтого окаймленного красным прямоугольника необходимо закрепить сзади ТС. Щиток должен быть светоотражающим, его параметры — 120 на 20 сантиметров. Допустимо использовать и две одинаковых таблички 60х20 сантиметров.
Выбор транспорта, сопровождение
Почему часто для перевозки крупногабаритных грузов используют именно автомобильный транспорт? На нем удобнее и дешевле, чем на поездах или самолетах, транспортировать нестандартные объекты.
Важно выбрать подходящее ТС. Машины для перевозки КТГ, согласно Приказу Минтранса № 343, должны соответствовать требованиям не только ПДД, но и техрегламента Таможенного союза.
Разрешено использовать автомобили, оснащенные системой автоторможения и как минимум парой противооткатных упоров. Масса прицепа с перевозимыми объектами не может превышать технических нормативов тягача. На кабине ТС следует закрепить по два (или больше) зеркала с каждой стороны для хорошего обзора.
И, конечно, владелец должен следить за состоянием машины, чтобы выпустить ее в рейс исправной. Это важно для обеспечения безопасности водителя, груза и других участников дорожного движения.
Гарантами безопасности являются и автомобили прикрытия. Их задача — сопровождение негабаритных грузов и предупреждение других автовладельцев о возможных сложностях и препятствиях на дороге. Необходимость прикрытия определяет Госавтоинспекция.
В зависимости от параметров крупногабаритного транспортного средства его могут сопровождать две или три машины: одна спереди и одна-две сзади. Каждую обклеивают желто-оранжевыми полосами, наносят наименование компании-владельца авто, снабжают маячками и табличками (их помещают на крыше) «Большая ширина» или «Большая длина».
Минтранс рекомендует оформлять сопроводительный транспорт так, как это показано на иллюстрации ниже:
Составление маршрута
Не менее важное условие, чем выбор автотранспорта для перемещения грузов, — подготовка маршрута.
Машина с негабаритом на борту может двигаться по любым трассам: городским, пригородным, междугородним и международным. Но через населенные пункты проезжать без сопровождения разрешено только в ночное время.
Необходимо учитывать характер местности, возможные препятствия: мосты, ж/д переезды, узкие места на дорогах, а также сезонные особенности (возможность образования наледи и т.п.).
Когда ТС больше 5 метров в ширину и 35 в длину, или грузовик оставляет на дороге полосу меньше трех метров для встречного транспорта, обязательно нужно составить проект организации передвижения по маршруту. Регламент его составления описан в Приказе № 343.
Но и для менее габаритных ТС потребуется прописать маршрут, так как без него не получить разрешения на перевозку.
Допуск к перевозке
ФЗ № 257 «Об автодорогах и дорожной деятельности…» — еще один закон, регулирующий перемещение нестандартных объектов. В Статье 31 указано, что перевозка негабарита возможна только после выдачи разрешения. Чтобы его получить, нужно согласовать маршрут ТС. Для этого в Управление дорог региона, где стартует маршрут, направляют заявление. К нему следует приложить:
- копию документов ТС,
- схему ТС с изображением размещения груза,
- информацию о техтребованиях к транспортировке груза,
- копию квитанции, подтверждающей оплату госпошлины.
Подробно порядок выдачи разрешения описан в Приказе Минтранса № 258.
Процедура согласования маршрута и получения разрешения может занять от суток до месяца. Стоит учитывать и возможный отказ. В каких случаях он может поступить?
- Перевозка небезопасна;
- Безопаснее перемещать грузы другим транспортом, например железнодорожным;
- Есть возможность разобрать негабаритный объект на более мелкие и удобные для транспортировки части;
- Ошибки в заявлении и/или неполный пакет документов.
В случае, когда не удалось заручиться письменным согласием Росавтодора, перевозку грузов осуществлять нельзя. Проезд без разрешения или транспортировка объектов, чья величина превосходит указанную в разрешении, влечет за собой наложение штрафов. Их размер для водителей, должностных и юридических лиц регламентирует Статья 12.21.1 Административного кодекса РФ. Сумма взысканий зависит от того, насколько были превышены габариты груза.
В пути
Главное правило для водителя — иметь разрешение на перевозку и двигаться по согласованному маршруту. Также он должен соблюдать скоростной режим (обычно до 60 километров в час), на остановках проверять исправность ТС.
Чего не должен делать водитель?
- Ехать при плохой видимости (до 100 метров), во время метели, гололеда и других неблагоприятных условий;
- Съезжать на обочину, двигаться по откосу;
- Делать остановки в неспециализированных местах, не на оборудованных стоянках;
- Продолжать путь, если транспорт неисправен, или груз ненадежно закреплен.
Полную информацию о перемещении негабаритного груза вы найдете в российских законах и международных соглашениях. Изучите их самостоятельно или обратитесь к специалистам транспортной компании.
Для перевозчиков, которые хотят научиться транспортировать негабаритные и тяжеловесные грузы, в Академии ATI.SU есть специальный курс от Координационного Совета по Логистике. Подробнее о курсе.