← Дзен

Инструкция по безопасности. Чек-лист, который поможет сохранить деньги, грузы и бизнес

Мошенничество остаётся одним из главных рисков на рынке грузоперевозок. Ущерб от действий мошенников исчисляется миллиардами рублей, ежегодно злоумышленники крадут сотни ценных грузов и оставляют без оплаты тысячи транспортных компаний и водителей-частников.

Мошеннических схем довольно много, а сами мошенники постоянно совершенствуют старые и придумывают новые способы обмана. Но им можно и нужно противостоять. 

Есть простые правила, соблюдение которых минимизирует риск встречи со злоумышленниками. Они одинаковы для всех участников рынка: перевозчиков, экспедиторов и грузоотправителей. 

Этих правил немного: их обязательно нужно запомнить и использовать в повседневной работе. Прочтите этот короткий текст — и скачайте чек-лист, ссылка на который расположена в конце статьи. Чек-лист можно сохранить на компьютере или распечатать и повесить над рабочим местом. Когда начинаете работать с новым контрагентом, будь то перевозчик, экспедитор или грузовладелец — сверяйтесь с чек-листом, проверяя данные контактного лица и паспорт компании.

Если с вами связались

Если вам позвонили по телефону или написали на почту и представились участником ATI.SU, обязательно проверьте контактные данные. Мошенники часто звонят с номеров, не указанных в паспортах участников ATI.SU и придумывают оправдание — например, говорят, что на указанном в паспорте номере закончились деньги. Известны случаи, когда злоумышленники подменяли телефонные номера с помощью специальных программ.

Если вам позвонили и представились участником ATI.SU, попросите звонящего назвать код компании. Найдите её на сайте, во вкладке «Контакты» найдите номер звонящего и перезвоните по нему.

Если номера, с которого вам звонили, в паспорте нет, перезвоните по любому из указанных номеров и уточните, действительно ли представители компании вам звонили. Так вы сможете убедиться, что общаетесь с реальным участником ATI.SU.

Если вам написали на электронную почту, тщательно проверьте адрес. Мошенники маскируют адреса под настоящие, заменяя одну или несколько букв (например, suppor@ati.su вместо support@ati.su).

Телефонные номера и адреса электронной почты можно быстро и надёжно проверить прямо в ATI.SU, с помощью поиска участников в шапке (верхней части) сайта.

Для этого скопируйте e-mail, с которого вам написали или телефон, с которого вам позвонили — и вставьте его в строку поиска. Вы сразу увидите участника биржи, которому принадлежат эти контакты. Если поиск не принёс результатов, возможно, ваш собеседник пытается выдать себя за кого-то другого.


Как и в случае с телефонным звонком, проверить принадлежность электронной почты можно, попросив у написавшего вам человека код компании. Найдите паспорт участника ATI.SU и позвоните по любому из контактов, чтобы убедиться, что тот, кто связался с вами, действительно является представителем компании. 

Если контакт, который предложил вам сотрудничество, добавлен в паспорт участника ATI.SU недавно — это тоже повод насторожиться.

Мошенники могли завладеть аккаунтом и добавить новый контакт. Позвоните по номерам старых контактов и узнайте, почему изменился телефон или электронная почта.

Изучаем паспорт участника ATI.SU

Паспорт участника ATI.SU обязательно следует изучить, прежде чем начинать сотрудничество с контрагентом — даже если контактные данные представителей компании не вызывают сомнений. Вот на что нужно обратить внимание.

Изучаем вкладку «Рейтинг»

Если звёзды зелёные и есть баллы, значит, аккаунт подтверждён и имеет хорошую репутацию. Но проверить историю Претензий и упоминания на форуме «Недобросовестные партнёры» нужно в любом случае, подробнее об этом — ниже.

Если звёзды прозрачные (бесцветные), участник не подтвердил свои данные и мы ничего о нём не знаем. Работать с такой компанией небезопасно. Если звёзды красные, у аккаунта плохая репутация: работать с компанией не стоит.

Неурегулированные претензии и упоминания на форуме «Недобросовестные партнёры».

  • Если неурегулированных претензий и упоминаний на форуме НП много, работать с участником не стоит.
  • Если много урегулированных претензий, а звёзды зелёные, вероятно, участник выполняет обязательства (например, оплачивает перевозку) только после выставления жалоб — учтите это, принимая решение о сотрудничестве.
  • Если у участника немного претензий и упоминаний на НП, не стесняйтесь связаться с истцами и узнать, в чём было дело. Форс-мажор может случиться у каждого: важно понимать, как повёл себя участник и решил ли возникшую проблему.
  • Если претензий и упоминаний на НП нет, участник ATI.SU не нарушает своих обязательств перед другими участниками Биржи: с ним можно работать.

Большое количество неурегулированных претензий — повод отказаться от сотрудничества с контрагентом.

Свежие рекомендации. Хорошо, если у участника не меньше трёх свежих (полученных за последние полтора-два месяца) рекомендаций от других участников с 4-5 зелёными звёздами. Не стесняйтесь позвонить этим компаниям и узнать, как прошла работа с потенциальным контрагентом, которого вы проверяете.

Если между новыми и старыми рекомендациями есть большой перерыв — это тревожный знак! Завладев аккаунтом, мошенники могут некоторое время добросовестно работать, чтобы получить хорошие рекомендации. Если вы заметили такой перерыв, проверьте, не менялись ли массово контакты.

Балл за ведение хозяйственной деятельности подтверждает, что компания в течение последних 190 дней пользовалась своим расчётным счётом. Это означает, что расчётный счёт у неё действительно существует.

Изучаем другие вкладки

Профиль участника (о нём можно узнать, изучив информацию во вкладке «Активность») должен соответствовать его поведению. Собираясь работать с грузоотправителем, проверьте: добавляет ли он грузы? Если нет, это тревожный сигнал: возможно, аккаунтом завладели мошенники. То же самое можно сказать о перевозчике, который не откликается на грузы, но сам добавляет их.

История активности (вкладка «Активность») должна быть непрерывной, без резких скачков. Если участник долго не заходил на ATI.SU, а недавно возобновил работу, велика вероятность, что аккаунтом завладели мошенники.

Такой спад активности может говорить о том, что аккаунт был продан или украден.

Если вместе с тем у участника изменились контактные данные, позвоните на старый номер и выясните, почему прерывалась работа. Если контакты не менялись, можно позвонить на текущий номер и узнать, почему участник давно не заходил на Биржу.

Контакты (вкладка «Основное», блок «История изменений данных о фирме») не должны меняться массово.

Если все контакты недавно были обновлены, это тревожный знак. Как и в предыдущем случае, не стесняйтесь позвонить по старым номерам и узнать, почему данные поменялись.

Контакты должны соответствовать региону регистрации компании. Если компания зарегистрирована в Москве, а номера телефонов из Астрахани, следует насторожиться.

Дополнительные проверки

Если изучив паспорт участника биржи вы не можете принять окончательное решение, используйте дополнительные проверки. Их можно найти на вкладке «Рейтинг» («Защититесь от рисков — проверьте участника»). Это проверки от наших партнёров — «Светофор+», «Репутация» и «По данным СПАРК». Отметим, что с помощью сервиса «Светофор+» можно также проверить компании из Беларуси и Казахстана.

Все эти проверки — комплексные: участники ATI.SU проверяются по большому количеству факторов, на основании которых им присваивается цвет: красный (сотрудничать с такими нельзя), жёлтый (есть подозрительные сведения, требующие внимания) или зелёный (с компанией можно сотрудничать).

Для осуществления таких проверок не обязательно покупать лицензию: выбрать подходящую проверку и оплатить её единоразово можно по ссылке.

Бесплатные проверки

Существует немало способов получить ту или иную информацию о контрагентах бесплатно, на государственных информационных ресурсах. Их перечень доступен по ссылке в Академии ATI.SU.

Ещё одно важное правило

Проверять контрагентов нужно всегда — даже тех, с кем вы уже работали. Аккаунтом вашего партнёра могли завладеть мошенники, а может быть, у добросовестной компании начались проблемы с финансами и она находится на грани банкротства — случается всякое.

Рекомендуем обязательно проводить проверки в следующих ситуациях:

  • если вы работаете с контрагентом впервые;
  • если предлагаемая ставка выше средней по рынку;
  • если у контрагента меньше пяти зелёных звёзд в Паспорте ATI.SU.

Чек-лист для выполнения проверки

Наш чек-лист поможет проверить контрагента последовательно, шаг за шагом. Сохраните его на компьютере или распечатайте и повесьте на рабочем месте: тогда вам не придётся возвращаться к этой статье каждый раз, когда вы решите проверить потенциального партнёра.