Глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин — о неправомерной эвакуации большегрузов на штрафстоянку и о том, как удалось «отбить» одну из эвакуированных машин.
Президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал нам о неприятной ситуации, в которой оказалась одна из участниц Ассоциации. Её машина была отправлена на штрафстоянку за спорное нарушение — неисправность, выявленную после прохождения предрейсового техосмотра. Приводим рассказ Владимира Матягина без купюр.
* * *
— 5 февраля мне позвонила участница нашей ассоциации, руководитель транспортной компании из Екатеринбурга. Её машина ехала по Ленобласти и на 58 километре Мурманского шоссе (район города Кировск) была остановлена ГИБДД. Сотрудник залез в кабину, попросил водителя нажать на педаль тормоза, увидел загоревшуюся жёлтую лампочку ABS — и трактовал это как неисправность тормозной системы, хотя ABS является системой вспомогательной. Водитель заглушил машину, снова завёл: лампочка погасла. Но сотрудник ГИБДД сказал, что неисправность зафиксирована, а машина будет отправлена на штрафстоянку.
Хозяйка машины позвонила мне и дала телефон водителя. Я начал выяснять, что произошло. Перевозчиком был оформлен путевой лист, в котором стояла подпись механика: машина вышла в рейс технически исправной. Согласно КоАП, если неисправность выявлена после выезда, нарушителю вменяется предупреждение, остановка и 500 рублей штрафа. Отправить машину на штрафстоянку можно только в том случае, если после вынесенного предупреждения водитель вновь продолжит движение. По телефону я объяснил это сотруднику ГИБДД, и он вроде бы согласился с моими доводами, но его напарник прямым текстом сказал: пофиг, на штрафстоянку!
Водителя буквально вынудили поехать на штрафстоянку, используя погоны и психологическое давление. Мол, если откажешься, вызовем ППС и посадим на 15 суток.
Саму по себе процедуру эвакуации очень трудно выполнить, не нарушив закон. Как только эвакуатор зацепит груженый грузовик, превышены будут и осевые нагрузки, и допустимые габариты. Оформить спецразрешение на перевозку КТГ за 30 минут нельзя! Возможно, именно поэтому в этом случае водителя на штрафстоянку не эвакуировали, а сопровождали. То есть эвакуатор просто ехал перед ним, указывая путь. Но это опять же противозаконно, ведь только что была выявлена неисправность, при которой продолжать движение нельзя!
Дальше — больше. В составленном протоколе сотрудники ГИБДД написали, что выезд со штрафстоянки возможен только на жесткой сцепке (т.е. только на эвакуаторе). На стоянке за оказанные «услуги» с перевозчика потребовали 30 тысяч рублей… и скинули номер карты, на который нужно перевести деньги.
Мы начали звонить в 112, в прокуратуру, сообщать о незаконных действиях. Наши сообщения, судя по всему, вызывали какую-то реакцию: с хозяйкой машины связались неизвестные и угрожали последствиями, а водителю сотрудники стоянки заявили, что ни один грузовик без оплаты отсюда ещё не выезжал.
Я связался со знакомым, высокопоставленным сотрудником контролирующих органов из Москвы. Он пообещал разобраться и предложил подать ходатайство в местное отделение ГИБДД, чтобы забрать машину. Но ходатайство отказались принимать!
В очередной раз мы позвонили в 112, и только тогда нашим делом заинтересовалась какая-то женщина из ОВД. По телефону она кричала на сотрудников отделения и обещала вызвать наряд полиции, если у водителя не примут ходатайство. В этот же день охранник штрафстоянки подошёл к водителю и предложил заплатить 25 тысяч и уехать. Хозяйке машины вместо номера карточки наконец прислали скан договора со счётом. То есть — начался торг.
Тогда я позвонил исполняющему обязанности руководителя ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и спросил:
— Кого ещё мне нужно задействовать, чтобы вы начали соблюдать законы? Выкрутили руки перевозчику, запугали водителя, всё дошло до верхов! Мы готовы подогнать машину и забрать «неисправный» грузовик на жесткой сцепке, вы и в этом будете препятствовать? Мы к вам завтра приедем с кучей журналистов!
На следующее утро машину, наконец, выпустили. Она провела на штрафстоянке три дня. Выставили счёт на 31 тысячу рублей. Мы его, конечно, будем оспаривать.
Я записал видеоролик, в котором рассказал об этой ситуации и выложил на Youtube. Под ним появилось много комментариев. Проблема распространенная, многие с ней сталкивались. И многие, к сожалению, решили просто заплатить. Перевозчиков можно понять: простой техники — это убыток. Машины законтрактованы, обязательства перед клиентами нужно выполнять. Но если каждый будет платить, законы не будут работать!
Логики в штрафстоянках нет, машины на них сами не починятся. Было бы гораздо логичнее, если бы инспекторы запрещали эксплуатацию неисправных машин — а владельцы самостоятельно вызывали бы эвакуатор и буксировали их, но не на штрафстоянки, а на СТО.
Сегодня штрафстоянки — это средство заработка для их владельцев, которые работают рука об руку с недобросовестными сотрудниками контролирующих органов. Именно поэтому последние так часто неправильно трактуют КоАП и видят нарушения там, где их нет.
Если вы сталкивались с подобными случаями, напишите об этом на почту ассоциации «Грузавтотранс»!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.