← Дзен

«60 ₽ за километр — это минимум»: владелец среднетоннажника рассказал, как рассчитывает ставку

Владелец подержанной Scania — о несложной схеме расчёта ставки и факторах, которые влияют на стоимость перевозки.

Мы уже писали об Иване Сидоченкове: три года назад житель Воронежской области рискнул — и уволился с работы, чтобы купить 30-летний грузовик и начать своё дело в автоперевозках. Ему повезло с машиной, а машине с хозяином: большую часть неисправностей перевозчик устранил самостоятельно, и до сих пор капитальных вложений грузовик не потребовал.

О жизни и работе Иван рассказывает на YouTube: одно из его последних видео посвящено ставкам на перевозки. Предприниматель рассуждает о факторах, которые могут на них влиять и особенностях ценообразования, зависящего как от расходной части, так и от желаемого заработка. Посмотреть видео можно по ссылке, а мы приведём озвученные перевозчиком тезисы.

Какие факторы влияют на ставку

— От чего зависит ставка на перевозку? В первую очередь, от веса груза и расстояния, на которое его необходимо перевезти, — рассуждает блогер. — Можно проехать пять километров по городу или тысячу по федеральным трассам, разница велика.

Ещё один фактор — направление. Одно дело — ехать из Воронежа в Москву, из Москвы всегда можно что-то с собой отвезти, и другое — ехать в Ростов-на-Дону, оттуда в Воронеж по нормальной цене грузов не найти.

Менее значимый, но тоже важный фактор — тип груза. Легко возить железо, деревяшки, резину: то, что не ломается. А есть, например, кондитерка: она хрупкая, боится влаги, если тебя кто-то подрежет и паллеты завалятся, товар может испортиться.

Имеет значение и тип загрузки. Нужно ли тебе растентовывать прицеп, работать под дождём и снегом? При формировании ставки также учитываются сроки оплаты. Здорово, если платят наличкой на выгрузке. Но если едешь по безналу с НДС, срок оплаты может составлять 20 банковских дней. По сути, ты кредитуешь заказчика, поэтому и тариф должен быть выше среднего.

Последний, наименее прогнозируемый фактор — объекты загрузки и выгрузки. Я бывал на заводах ЖБИ, где грузить могут полдня. Есть мучные заводы, где мне приходилось ночевать, буквально жить сутками. Сюда же можно отнести распределительные центры крупных торговых сетей: если не попадёшь в окно, здесь можно задержаться надолго. А время — это деньги.

Как рассчитать оптимальную ставку: расходы и доходы

Иван отмечает, что для разных машин существуют общие, усреднённые ставки, от которых можно отталкиваться при формировании тарифа. По мнению перевозчика, для 10-тонника это 60 рублей за километр. 

— Ставка включает в себя расходы и доходы. Самый большой расход — дизтопливо. В моём случае это 26 литров на 100 км или 16 рублей за километр, но с учётом прогревов, пережогов и работы автономки цифру можно поднять до 18 рублей. Общие расходы («Платон», оплата налогов, ТО, резина и другие) за прошлый год составили 450 тысяч рублей. При пробеге за год в 50 тысяч километров это ещё 9 рублей на каждый километр.

Иван работает на 30-летней машине и уже три года откладывает деньги на капремонт двигателя, ежегодно по 200 тысяч рублей. К счастью, машина пока ремонта не потребовала: эти деньги удаётся экономить. Но если посчитать их в расходы, то получится ещё 4 рубля на каждый километр пробега.

В расходную часть можно включить и окупаемость машины. Scania Ивана сегодня стоит около 600 тысяч рублей, т.е. 200 тысяч в год с учётом трёх лет владения. Это ещё 4 рубля на каждый километр.

Таким образом, свои расходы перевозчик оценивает в 35 рублей за каждый пройденный километр.

— Вторая часть — доходы. Сколько мы хотим заработать? Если взять самый ужасный, минимальный доход, 100 тысяч рублей в месяц, то мы получим 1,2 млн рублей в год. На мой километраж это 24 рубля за километр. Прибавим 35 и получим 59 рублей за километр. Это минимальная сумма, которая позволит тебе хоть как-то сводить концы с концами. Но жить на 100 тысяч рублей с семьёй, работая на старом грузовике, который может в любой момент сломаться, никуда не годится.

Мне нужно минимум 200 тысяч! Это 2,4 млн рублей в год, или 83 рубля за километр, и именно к этой цифре я стремлюсь. Иногда получается ездить по такой ставке, но чаще я добиваюсь желаемого заработка, экономя на расходах.

Ремонтирую машину сам, использую топливные карты со скидками и кэшбеком. Помогает и машина; отложенные на капиталку двигателя деньги пока не пригодились, 600 тысяч я уже сэкономил. Так выходит заработать 200 тысяч в месяц. Заработок меньше — повод задуматься: а стоит ли дальше заниматься перевозками?

Иван отмечает, что ставка в 60 рублей за километр для десятитонника может быть оправдана на длинных расстояниях. Перевозчик, однако, чаще ездит на коротком плече:

— Я проезжаю за день 300-500 километров, делаю три рейса в неделю и сплю дома. Спокойный режим, и в таком режиме круг должен обходиться в 80 рублей за километр, — говорит предприниматель.

Иван рассказывает о ещё одном способе быстрого определения ставки, о котором слышал от других перевозчиков: стоимость дизтоплива на каждый километр пробега умножается на 3 и на 4. Так получается вилка цен, по которым можно работать на своём тоннаже.

— Это быстрый подсчёт, его можно использовать, когда тебе звонят и спрашивают, почём поедешь. С учётом идеальных обстоятельств и быстрой оплаты можно называть х3, но лучше целиться на х4, — отмечает перевозчик.