← Дзен

«Мы все останемся без работы»: перевозчикам из стран ЕАЭС разрешат каботаж по России

фото: kazlenta.kz

Компании из Казахстана, Киргизии, Армении и Беларуси смогут выполнять внутрироссийские перевозки. Правда, случится это нескоро — лишь весной 2025 года, а для каботажа иностранным компаниям придётся выполнить ряд требований и получить разрешение у Ространснадзора.

В конце 2022 года был подписан закон, позволяющий перевозчикам из стран ЕАЭС выполнять каботажные перевозки по России. В настоящий момент каботаж для иностранных компаний в России запрещён.

С 1 марта 2025 года перевозчики из Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии смогут доставлять грузы внутри России и фактически получат доступ к внутреннему рынку. Документ, однако, вводит для таких перевозок ряд жёстких ограничений.

Во-первых, осуществлять каботажную перевозку можно только после завершения международной перевозки. Иными словами, перевозчики из ЕАЭС не смогут отправить пустую фуру в Россию для заработка: сперва придётся найти подходящий груз.

Во-вторых, закон разрешает выполнение не более трёх последовательных каботажных перевозок в течение семи дней после доставки груза, с которым машина прибыла в Россию. Иностранцы будут ограничены как во времени, так и в количестве допустимых перевозок. 

В-третьих, для осуществления каботажных перевозок понадобится разрешение Ространснадзора. Для получения разрешения перевозчику потребуется приложить к заявлению товаро-транспортную накладную на груз, доставленный в Россию и передать сведения о планируемой каботажной перевозке (данные о грузоотправителе, грузополучателе, грузе, его массе и т.д.). При этом маршрут должен быть логически обоснован и направлен либо к месту следующей загрузки, либо к стране регистрации ТС.

Предусмотрены и другие ограничения. Каботажная перевозка может осуществляться лишь на одном транспортном средстве, въехавшем в Россию. Каботажная перевозка опасных грузов по-прежнему остаётся под запретом.

Зачем нам нужен каботаж?

В пояснительной записке к законопроекту его авторы отметили, что документ соответствует положениям Договора о ЕАЭС и приводит российское законодательство в соответствие с международным.

Программа либерализации перевозок внутри ЕАЭС была принята в 2015 году. В ней говорится, что либерализация каботажных перевозок положит начало формированию общего рынка услуг грузового автомобильного транспорта в рамках Евразийского экономического союза.

Также стоит отметить, что российская сторона реализует эту программу с опозданием. В Беларуси, Армении и Киргизии соответствующие поправки к законодательству уже приняты. В России принятие законопроекта неоднократно откладывалось, да и подписанный закон вступит в силу более чем через два года. В Казахстане также не торопятся пускать на внутренний рынок перевозчиков из соседних стран и планируют изменить законодательство лишь к 2025 году.

Что будет с российским рынком автоперевозок?

Авторы закона утверждают, что его принятие не повлечёт негативных финансовых последствий для предпринимателей. Так ли это на самом деле? 

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин напоминает, что в странах ЕАЭС стоимость топлива, а также размер налогов, акцизов и других сборов с перевозчиков гораздо ниже, чем в России. Значит, ниже и себестоимость перевозки: иностранные компании смогут получать прибыль, работая по ставкам, губительным для российских перевозчиков.

Поэтому активное проникновение иностранных фур в Россию может обернуться демпингом и резким снижением ставок.

— Ограничения для иностранных перевозчиков — это хорошо, но насколько они проработаны? — задаётся вопросом Владимир Матягин. — У нас многие законы прорабатываются частично: в чём-то интересы рынка учитываются, а в чём-то нет. Можем ли мы отследить, куда поедет фура, доставившая груз в Россию? Нет. Теоретически можно подключить цифровизацию, использовать, например, цифровые пломбы или трекеры, чтобы контролировать весь процесс перевозки. Но об этом в законе ничего не сказано. 

Такой же точки зрения придерживается председатель «Объединения перевозчиков России» (ОПР) Сергей Владимиров.

— У нас для своих перевозчиков работы нет, мы останемся совсем без работы, — делится мрачным прогнозом глава ОПР. —  Ограничения для иностранцев уместны и разумны, но строгость наших законов компенсируется необязательностью их выполнения. Кто будет за ними следить? 

Управляющий партнёр M.A.Research, кандидат экономических наук Людмила Симонова смотрит на ситуацию в более позитивном ключе. Она считает, что предусмотренные законотворцами ограничения станут значимым фактором и отобьют у большинства иностранных компаний желание выполнять перевозки внутри России.

— Закон о каботаже сбалансирует рынок и не сильно изменит ситуацию. Возможно, такой шаг предпринят в качестве уступки Казахстану, который не разрешает ввоз грузов из третьих стран, перегруженных или перецепленных в России или Беларуси, — предполагает эксперт. 

* * *

Как это часто бывает, эффект от изменений в законодательстве практически невозможно оценить до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу. Опрошенные нами эксперты расходятся в оценках ситуации, но едины во мнении: всё зависит от того, насколько сложным будет процесс осуществления перевозки и её согласования с Ространснадзором.

Именно бюрократия может стать решающей преградой, которая остановит поток иностранных фур и защитит российский рынок автоперевозок от демпинга и снижения ставок. В противном же случае российских перевозчиков может ждать новый серьёзный вызов — ни с чем похожим они до сих пор не сталкивались.