Грузоперевозки морским путем уступают по популярности авиа- и ж/д доставкам, хотя высокая грузоподъемность и (до недавнего времени) низкая стоимость делали эту сферу прибыльной для перевозчиков и заказчиков.
Рассмотрим особенности индустрии (виды морского транспорта, достоинства и недостатки, документы, перспективы) и как всё испортил один застрявший сухогруз.
Сектор мировых морских перевозок благополучно восстанавливается после пандемии COVID-19, которая нарушила производственно-сбытовые цепочки и торговые потоки всех стран. В 2020 году, вопреки пессимистичным прогнозам, объем доставки грузов морем снизился всего на 3,8%. Это говорит о том, что морские грузоперевозки не теряют своей актуальности даже в условиях кризиса.
Виды транспорта
Для внутренних (в пределах одной страны) и внешних (между государствами) морских перевозок используют следующие суда:
Ролкер (Ro-Ro) – судно для перевозки колесных грузов, например, автомобилей, тяжелой техники, ж\д вагонов. Техника заезжает на судно самостоятельно через корму или откидывающийся нос;
Балкер – предназначен для транспортировки сырья, т.е. перевозит навалочные товары (от слова «наваливать»): зерно, уголь, щебень и т.д. Большие емкости разделяются перегородками на автономные герметичные отсеки и закрыты люками;
Танкер – перевозит сырую нефть, химикаты, жидкие продукты питания (вино, растительное масло), а также природный газ и другие материалы. Танкеры берут на себя почти половину всех морской доставки;
Сухогруз – судно для транспортировки разного вида штучной продукции, расфасованной в коробки, а также ящики, оборудование, металлопрокат, ж/б изделия;
Контейнеровоз – разновидность сухогруза, перевозит стандартные контейнеры типа ISO, вмещает от 250 до 18 тысяч контейнеров, применяется для транспортировки товарных партий. Контейнеровозы доминируют среди коммерческих международных перевозок морским путем, поскольку они доставляют большую часть мировых промышленных товаров и продуктов.
Преимущества морских грузоперевозок
Технологичность. Судоходная отрасль технологически прогрессивна. Процесс погрузки/разгрузки контролируется беспилотниками, суда оснащены технологиями трек-отслеживания, а смарт-технологии позволяют автоматически прокладывать курс, сообщать о неисправностях и регулировать балластные воды. По оценкам специалистов Института инженерии, науки и технологий «Смарт технологии изменят морскую индустрию в ближайшие 10-15 лет»;
Грузоподъемность. С морским транспортом по вместимости грузов не может сравниться ни один вид транспорта. Вместимость судов варьируется от 10 000 до 600 000 тонн;
Сохранность. Грузовые контейнеры/герметичные отсеки на борту морского судна обеспечивают целостность товара во время транспортировки. В 2019 году было доставлено 226 миллионов контейнеров, а утеряно около 800 контейнеров, что составляет 0,00003% (по данным отчета Всемирного совета по судоходству);
Универсальность. В морских перевозках нет ограничений по объему и виду грузов. Суда способны перевозить сырье, негабаритное оборудование, сыпучие вещества, твёрдые и жидкие продукты, металлы, технику и опасные грузы;
Безопасность. В отличие от перевозок по земле, риск крушений и хищений с судна минимален. Пиратские захваты и посадки судов на мель всё еще имеют место, однако в общей массе перевозимых грузов такие случаи можно отнести к единичным.
Унифицированная правовая система. Морская транспортировка находится в едином юридическом поле и регулируется Гаагскими (1924 год), Гамбургскими (1992 год) и Роттердамскими (2008 год) правилами.
Недостатки морского фрахта
Зависимость от обстоятельств непреодолимой силы, таких как:
- метеорологические условия: шторм, грозы, цунами, извержения вулканов;
- политическая напряженность на некоторых территориях;
- локальные экономические трудности – забастовки сотрудников портов и судов;
Невозможность доставки «из рук в руки». При доставке морем понадобится привлечение других видов транспорта: автомобильного, железнодорожного и авиационного. Это повышает себестоимость продукции;
Малая скорость движения судов. Сроки перевозок занимают от нескольких недель до полугода. Даже «заезженный» маршрут из портов Китая к портам России занимает 2-3 недели. Срок отправки из Китая в Европу составляет минимум месяц;
Зависимость от сопутствующего оборудования. Логистические перебои в период пандемии были связаны, в том числе, с количеством контейнеров. Период застоя привёл к избытку пустых контейнеров и, соответственно, медленной наполняемости контейнеровозов. При оживлении торговли контейнеров и погрузочного оборудования не хватало, что привело к снижению степени соблюдения расписания рейсов, перегруженности портов и увеличению задержек и простоев;
Уязвимость маршрутов. В марте 2021 года Суэцкий канал был заблокирован севшим на мель контейнеровозом «Эвер Гивен». Судно застопорило морское сообщение в Европу и усугубило без того низкую провозную способность морского транспорта. Часть рейсов пришлось направить вокруг мыса Доброй Надежды, что увеличило маршрут на 13 000 километров.
Отдельно стоит отметить стоимость услуги морских транспортных перевозок. До 2020 года главным достоинством и определяющим фактором для грузоперевозчиков была низкая стоимость доставки морем относительно авиационного и железнодорожного транспорта. Однако пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в отлаженную систему морских грузоперевозок. По данным издательства Bloomberg, стоимость фрахта 40-футового контейнера из Китая в Европу выросла на 500% по сравнению с 2019 годом.
Авиа- и ж/д перевозки также выросли в цене. Прогнозы на 2022 год относительно стоимости доставки по миру неутешительные: политическая и экономическая нестабильность (включая санкции против России) приведут к изменению транспортных маршрутов, что повлечет увеличение стоимости доставки.
Основные документы
Для осуществления транспортных морских перевозок важно правильное документальное оформление. В зависимости от типа перевозок (внутренние или международные), вида судна или типа груза, готовый пакет документов может отличаться.
Коносамент – главный документ, который определяет право собственности на конкретный указанный в ней товар. Одновременно это и транспортный документ, содержащий условия договора перевозки. Коносамент имеет разновидности: чартерный, долевой, именной, ордерный и зависит от условий транспортировки;
Штурманская расписка – документ, подтверждающий факт получения груза. На его основании
Таймшит – документ, в котором рассчитано время на проведение работ по загрузке и выгрузке. В зависимости от того, было ли соблюдено отведенное время, судовладелец может быть поощрен премией или наказан штрафом;
Морская накладная – документ, подтверждающий факт наличия подписанного договора на внутренние или международные перевозки груза морским транспортом, По этой накладной грузоперевозчик обязан передать товар получателю, который письменно указан в закладной. Не является документом, который даёт право распоряжаться товаром;
Подтверждение на фрахтование тоннажа – документ, который подтверждает, что для груза имеется зарезервированное место на судне;
Фрахтовый счет – документ, в котором содержатся условия платежей, ставки на фрахт (оплату за провоз), на основе которых они начислены.
На этом список документов не исчерпывается: к нему прикладываются различные товаросопроводительные и таможенные документы.
Перспективы развития сферы
Неопределенность, связанная с геополитическим и экономическим мировым кризисом оказывает негативное воздействие на морские перевозки грузов.
Во второй половине 2020 года выросли ставки тарифов. Хотя спрос на контейнерные грузы оказался выше, чем прогнозировалось, провозная способность снизилась из-за логистических сбоев и нескольких инцидентов с узкими местами каналов, а также нехваткой оборудования для контейнерных перевозок. Резкий рост надбавок и сборов, включая оплату за просроченный возврат контейнеров, вызывался ненадежностью расписания движения и перегруженностью портов.
С другой стороны, реализация различных проектов в рамках инициативы Китая «Один пояс, один путь» создает возможности для экономического роста и увеличения морских перевозок благодаря повышению спроса на сырье, строительные материалы и готовую продукцию. Вместе с тем потребность дорогостоящей срочной доставки, которая ранее перевозилась по морю, может привести к переориентации некоторых грузопотоков с морского транспорта на железнодорожный.
Ожидается, что ставки останутся высокими. Спрос не снижается, но при этом увеличивается дефицит предложений, а также растет неопределенность по поводу транспортных маршрутов и портовых операций.