Трасса М-1 "Беларусь" относится к основным автомобильным магистралям центральной части России.
Эта современная дорога с качественным покрытием и развитой инфраструктурой обеспечивает транспортное сообщение между столицами России и Беларуси, соединяет Москву со Смоленской областью и активно используется водителями. Кроме того, это важнейшая магистраль, через которую осуществляется значительный объем грузовых автоперевозок. На автотрассе есть платные участки, наличие которых необходимо учитывать при планировании поездки.
Разбираемся в особенностях трассы и в формировании стоимости проезда по платной дороге М-1.
Характеристика автомагистрали
Трасса М-1 Москва — Минск относится к автомобильным магистралям федерального значения. Российская часть дороги проходит от Москвы до границы с Республикой Беларусь. Далее она следует по белорусской территории до Минска. Автомагистраль входит в состав европейского маршрута Е30 Берлин — Нижний Новгород и азиатского маршрута AH6, следующего в Южную Корею. На территории России дорога пересекает две области, Московскую и Смоленскую. Ее общая протяженность составляет 456 километров.
Трасса имеет богатую историю и фактически является современным воплощением древнего Смоленского тракта. В 1934 году было начата масштабная реконструкция дороги, которая стала первой скоростной автомагистралью в СССР. После войны реконструкция была возобновлена, так как потребовалось восстановление дорожного полотна. Еще одна масштабная реконструкция была проведена перед Олимпиадой 80-го года. В 2000 году была начата новая капитальная реконструкция трассы М-1. В результате сегодня водители могут пользоваться современной магистралью действительно высокого класса.
Автотрасса начинается на пересечении МКАД с Можайским шоссе. Дорога проходит по Московской области к югу от Одинцово. Из-за близости вечно перегруженной столицы, здесь вечные проблемы с пробками, так что на отрезке Одинцово — Москва внимательно выбирайте путь и закладывайте время на простой.
Далее, уже в Смоленской области, М-1 проходит южнее Гагарина, пересекает Вязьму и Смоленск, откуда следует до границы с Республикой Беларусь. Совет от бывалых: на обратном пути, на отрезке маршрута Смоленск — Москва почти всегда можно взять догруз.
Заправки на трассе М-1
Магистраль отличается развитой инфраструктурой, которая делает поездку комфортной и удобной для водителей. В частности, на дороге расположено более 160 автозаправочных станций, которые принадлежат ведущим компаниям-нефтетрейдерам:
- Лукойлу;
- Газпром-нефти;
- Сибирь-нефти;
- Роснефти;
- Татнефти;
- Нефть-магистрали;
- Башнефти и другим.
АЗС трассы М-1 расположены, в среднем, с интервалом 10–15 километров. Это практически полностью исключает проблемы с заправкой авто. На АЗС работают магазины, кафе, оборудованы зоны отдыха для водителей.
Платные участки
Платный участок дороги М-1 — дублирующая трасса, которая начинается в районе Молодогвардейской развязки МКАД и заканчивается на 33 километре Минского шоссе. Она проложена в обход Одинцово между Рублево-Успенским и Минским/Можайским шоссе. Общая протяженность платной дороги М-1 составляет 18,5 километра. Она находится под управлением компании «Главная дорога».
Благодаря платному дублеру, водители могут проехать часть пути между Минском и Москвой и обратно с увеличенным скоростным режимом по дороге на 4–8 полос (в зависимости от участка) с шириной одной полосы 3,75 метра.
Кроме этого, в ближайшие годы платным станет значительный участок трассы М-1 «Беларусь». В 2019 году компания Аркадия Ротенберга выиграла тендер на масштабную реконструкцию отрезка дороги с 33 по 84 километр. Проектом предусматривается увеличение числа полос в 4 до 10, строительство 6 новых развязок, повышение в 2,5 раза пропускной способности, монтаж освещения магистрали и другие работы. На момент написания этого материала работы по реконструкции активно ведутся, причем без ограничения транспортного потока.
Что влияет на стоимость проезда
Стоимость проезда по платной части М-1 рассчитывается по тарифам оператора, которые устанавливаются в зависимости от следующих факторов:
- Участок. Оплата платной дороги М-1 тарифицируется по следующим участкам: от 1 до 10,5 км; от 10,5 до 13,4 км; от 10,5 до 19,5 км; от 1 до 4,6 км.
- День недели. Проезд выходные и праздничные дни оплачивается по более высокому тарифу, по сравнению с рабочими днями.
- Время суток и направление движения. В ночные часы с 01:00 до 05:00 на всех участках установлена единая ставка: 10 рублей без транспондера и 1 рубль с транспондером. Повышенные ставки установлены с 07:00 до 13:00 при движении в сторону Москвы и с 16:00 до 22:00 при движении из Москвы.
- Категория транспортного средства. Транспорт делится на четыре категории, в зависимости от высоты и количества осей. Минимальные тарифы установлены для первой категории, максимальные — для четвертой, в которой представлен грузовой транспорт.
- Способ оплаты. Стандартная ставка действует при оплате наличными или банковской картой. При оплате по транспондеру компании «Главная дорога» предоставляется скидка от 5 % и выше.
Расчет стоимости дороги М-1 осуществляется в зависимости от каждого из перечисленных критериев. Детальная таблица тарифов для расчета приведена на официальном сайте компании «Главная дорога».
Оплата проезда по платной дороге М-1 осуществляется только на пунктах взимания платы (ПВП).
Преимущества транспондера
Использование транспондера позволяет значительно быстрее проходить ПВП и экономить на стоимости платного участка М-1.
Транспондер — это компактный электронный прибор, который закрепляется на лобовом стекле автомобиля. При пересечении ПВП он обменивается данными с приемным устройством — и производится автоматическая оплата. Транспондер закрепляется за лицевым счетом владельца, на который вносится предоплата. При проезде через пункт взимания платы производится автоматическое списание суммы по тарифу.
Автомобили с такими приборами проезжают ПВП по выделенной полосе без остановки. Кроме этого, при использовании транспондера на платной дороге М-1 предоставляется значительная скидка. Ее размер зависит от времени суток, дня недели, категории транспортного средства, участка трассы и составляет от 5 % и выше. При проезде в ночные часы скидка за транспондер на всех участках составляет 90 % от базового тарифа, и водителям приходится платить за проезд всего 1 рубль.
Категории транспортных средств
Для тарификации платной дороги М-1 в районе Одинцово применяется следующая классификация транспортных средств:
- Категория 1. Высота транспортных средств до 2 метров. Категория включает легковые авто, мотоциклы, легкий транспорт.
- Категория 2. Высота транспортных средств 2-2,6 метра, две колесные оси. В эту группу входят легковые автомобили, в том числе с прицепами, фургоны, микроавтобусы соответствующей высоты.
- Категория 3. Высота транспортных средств больше 2,6 метра, две колесные оси. Группа включает автобусы, грузовики без прицепа.
- Категория 4. Высота транспортных средств больше 2,6 метра, более двух колесных осей. Крупногабаритный транспорт — автобусы, грузовики, в том числе с полуприцепами и прицепами.
Как рассчитать стоимость проезда
Для определения стоимости проезда по М-1 в 2021 году необходимо спланировать маршрут транспортного средства. При планировании надо определить через какие именно платные участки будет проходить машина и понять ориентировочное время проезда по дороге. Далее по тарифной таблице компании «Главная дорога» находим тариф, отвечающий этим исходным данным.
Например, для грузового автомобиля, относящегося к третьей категории транспортных средств, проезд по участку от 13,4 километра до 10,5 километра в сторону Москвы в рабочий день с 05:00 до 07:00 обойдется в 100 рублей при оплате наличными или банковской картой. Если в автомобиле установлен транспондер, проезд будет стоить 95 рублей. В случае проезда этого же автомобиля по данному участку в период с 07:00 до 13:00 стоимость составит 140 рублей без транспондера и 133 с транспондера. Ночью же проезд составит соответственно 10 рублей и 1 рубль.
При планировании маршрута рекомендуется прорабатывать его как можно детальней. Это поможет пройти платный участок быстро, удобно и с минимальными расходами. Оптимальное время для движения грузовиков по платной дороге М-1 исходя из тарифов — это ночные часы, когда взимается символическая плата, а проезд с транспондером и вовсе осуществляется практически бесплатно.