← Дзен

Подставы от грузчиков и неуважение к труду. Дальнобойщики – о тёмной стороне своей профессии

youtube.com

Тяжелые условия труда и наплевательское отношение работодателей, бытовые трудности и отсутствие элементарных удобств – с этими и другими проблемами ежедневно сталкиваются многие водители грузовиков.

О своей работе водители-дальнобойщики рассказали автору youtube-канала PROFESSOR Игорю Преображенскому. 

Меня зовут Сергей. В дальнобой я пришел с самого детства. Мой отец водитель, работал сначала на лесовозе, потом в дальнобое, потом у него появились свои фуры. Я много катался с ним и с его водителями. Сам я работаю уже около 10 лет. Нисколько не жалею, что выбрал эту профессию. В других профессиях я себя не вижу.

Многих водителей бесит, что они подолгу не находятся дома. Постоянно в рейсах: не видят семью, детей . У меня всё наоборот – меня больше бесит, когда срывается рейс или загрузка и приходится сидеть дома. Если у меня день-два выходных, я просто не знаю, чем заняться. Я был дальнобойщиком еще до того, как у меня появилась семья, поэтому родные относятся нормально к тому, что меня часто не бывает дома. 

Бесит, что пропускаешь много мероприятий: чьи-то дни рождения, свадьбы. Если тебе нужно взять отгул на определенную дату – проблем не будет: у меня не было такого, чтобы я с начальством не договорился, не согласовал разгрузки и загрузки так, чтобы быть дома к нужному моменту. Бывают не очень важные мероприятия: к примеру, у друга день рождения. Конечно, хотелось бы с друзьями собраться, но в таких случаях приходится выбирать работу.

Бесит, когда плохая погода и надо растентовываться. Когда грузишься пиломатериалами и тебе вместо 6-метровой доски грузят 1,5-метровую. Приходится по 20 ремней вязать: ветер, холодно, мороз, сопли текут…

Загрузился ты на пилораме, приезжаешь на разгрузку, расчехлил бок. Погрузчик подъезжает и водитель говорит: расчехляй второй бок, мы с одного не берём. Ему пофиг на твои интересы, как ему удобно так он и делает. Для него не составило бы сложности разгрузить тебя с одного бока, ведь вилы длинные, просто он не хочет этого делать. 

Бесит, что иногда приходится дать на пиво водителям погрузчиков, чтобы тебя хорошо загрузили. Пример – бумага. Мы часто возим здоровые рулоны: 2,4 м. высота и ширина немаленькая, весят по две с небольшим тонны. Рулоны огромные, их ставят ровно посередине полуприцепа. Но если ты не забашляешь водителю, он не будет стараться и поставит как попало. Тогда машина может накрениться на один бок, может пробить на весах. На разгрузке рулон переворачивают и смотрят нижнюю часть. Если она повреждена, пишут акт о повреждении. 

Если водителю погрузчика не дать деньги на пиво, он может отгрузить тебе поврежденный рулон. Либо тебе придётся вместе с ним стоять на погрузке и просить перевернуть каждый рулон, чтобы проверить его. Легче, конечно, дать 100-200 рублей и быть спокойным.

Бесит, когда приезжаешь на разгрузку на большой склад со стоянкой. Сдаёшь документы, оставляешь номер телефона и ложишься спать. Просыпаешься – ни одного пропущенного вызова. Идёшь в диспетчерскую, спрашиваешь – почему меня не разгружают? Отвечают: ждите, очередь, вам позвонят. Ждёшь целые сутки, тебя разгружают, отъезжаешь обратно на стоянку и идёшь в диспетчерскую за документами. А там опять – мы позвоним. И ждёшь еще сутки. Идёшь ругаться, а тебе говорят – некому считать, надо подождать, пока придёт человек.

Ты можешь сутки, двое суток простоять на разгрузке. Ребята стояли и по три, и по четыре дня в местах, где нет ни столовых, ни магазинов.

Обычно дальнобойщик грузится днём, а едет ночью. То есть они тебя загрузят и сами пойдут домой, а тебе еще всю ночь работать.

Бесят плохие дороги. Едешь по Приморскому району Архангельской области – всё более-менее. Дорога плывучая, но вроде бы едешь. Заезжаешь в Холмогорский район – дорога просто кончается, там всё разбито. Начинается Виноградовский район – и сразу новый асфальт пошел. Бесит, что платится столько налогов, акцизы, «Платон» - и результата никакого нет.

Бесит, когда едешь по двухполосной дороге, перед тобой идёт легковушка и ты держишь дистанцию, но все считают, что этот промежуток оставлен именно для них, пытаются туда залезть. Они не понимают, что 40-тонная машина за секунду не остановится. А когда ты его заденешь (было пару случаев, что я притирал машины, которые залезали под меня) выходят и говорят – ты че, ***, меня сбил?

Многие видели наклейки: «Если ты это читаешь, то я тебя не вижу». Поймите, что это правда! Да, зеркал много, но мы не можем сразу в шесть зеркал смотреть.

Бесит, что ввели режим труда и отдыха, но ничего не создали для его соблюдения. Нет  нормальных охраняемых стоянок, где можно встать и отдохнуть. В Америке есть тракстопы, там для дальнобойщиков предусмотрен полный комплекс услуг: можно помыться, в магазин сходить, покушать. У нас такого нет: у нас в одном месте поешь, через 500 километров помоешься, нет нормальных туалетов, ничего.

Есть коллеги, которые стоят на стоянках и бухают по-страшному. Не пивка после баньки выпьют, а реально квасят с проститутками. Гадят на стоянках. Из-за них всех остальных водителей считают такими же. Бесит, когда лёг спать на стоянке, занавесился и кто-то стучится, спрашивает: чё, будешь?

Больше всего, наверное, бесит, что к дальнобойщикам нет уважения. Раньше водителей уважали, а сейчас считают, что дальнобойщики – низшая каста людей. Есть такой анекдот:

Стоит дальнобойщик на стоянке. Еду приготовил, сидит в кабине кушает. Мимо собака проходит:

- Привет, коллега.
- Какой же я тебе коллега? Ты пес, я водитель... человек.
- Ну ты сам посуди: живешь в будке, ешь с миски, ссышь на колесо... Поди и хозяин есть... 

Люди считают, что мы грязнули, не моемся, живём как бичи и работаем за копейки. 

Ребят, кто собирается идти в дальнобой, имейте ввиду: тут не только деньги. Тебе должна нравиться твоя работа, ты должен любить её, любить технику. Дальнобойщик не только ездит, в его работе много нюансов, и если тебе всё это нравится, тогда здесь можно работать и зарабатывать. 

Меня зовут Юрий. Общий стаж в дальнобое – более 7 лет. Я работал на разных машинах, начинал с убитых КамАЗов. Приходилось снимать головки по три раза за рейс, был постоянно в мазуте, что-то всегда отваливалось, откручивалось. Потом были иномарки – Scania, Volvo, Iveco. Ездил в Прибалтику, два года работал на лесовозе.

Вождение лесовоза даёт неоспоримое преимущество – нарабатывается большой опыт. Ты чувствуешь себя уверенно в любую погоду, в снег, в гололёд. Ты знаешь, как управлять машиной, как действовать в определенных ситуациях. 

Это хорошая школа вождения. Я что зимой езжу быстро, что летом. Обгоняю и в рацию слышу – куда ты гонишь? Отвечаю, что уверен в этой машине, езжу не первый год и знаю её поведение под различной нагрузкой.

Сейчас работаю на КамАЗе-4308. Хотелось бы передать пожелание заводу: кабина очень неудобная, маленькая. Спасибо шефу – поставили высокую крышу, с ней удобнее. Но мы всё равно с мужиками смеёмся: эта кабина должна стоять в музее. Она выпускается с 1976 года, она очень устаревшая.

Я не хочу пересаживаться на седельный тягач. Если я застрял – я могу раскачаться  и спокойно выехать, машина мне очень нравится в этом плане. Я не знаю, как выходят из таких ситуаций большие 120-кубовые тандемы с задним лентяем, но на КамАЗе мне это нравится. И идёт он мягко: на волнах его не подкидывает. Кабину бы еще поставить от 5490 – была бы достойная машина.

Дальнобойщик – это призвание. Ты должен любить эту профессию. Никакой романтики тут нет, но работа должна тебе нравиться. 

Из-за отсутствия дома часто рушатся семьи, но тут все зависит от второй половинки. Если она понимает тебя, уважает твой выбор, знает, что тебе нравится эта работа – она будет терпеть и ждать. Но бывают и такие барышни, которым надо чтобы ты и дома был каждый день, и деньги зарабатывал. Все по-разному выходят из этой ситуации: кто-то терпит, а кто-то разводится.

Сейчас я работаю по графику и знаю, что в определенные дни недели точно буду дома. Поэтому я могу планировать какие-то дела заранее. А есть организации, в которых ты возвращаешься с рейса, а на следующий день частник нашел загрузку и гонит тебя в следующий. Ему плевать, есть у тебя семья или нет. Если ты пошел работать в эту профессию, ты изначально знал, куда идёшь. Нет такого, чтобы ты мог отработать неделю, получить 40 тысяч и 3 недели отдыхать. Так что проблемы есть, но меня они пока не касаются – я доволен своим графиком.

В воскресенье у меня выходной. Когда на улице тепло, и есть что поделать с машинами (а с КамАЗом всегда есть, что поделать) – я занимался машинами. А сейчас я решил освоить гитару. Купил гитару на Авито, сижу, играю для себя. Когда приезжаешь в большие города – Питер или Москву – можно сходить погулять: там много интересных мест.

Дороги – ужасные. Бывают участки с такими ямами, что приходится ехать на первой передаче с отпущенной педалью газа. Ямы такие, что на КамАЗе, когда его нагрузят на перед чиркаешь  балкой, где-то задеваешь.

Бесит, что когда у нас срезают асфальт, обязательно делают ступеньку. Не могут срезать под углом, сделать плавный переход. И мосты у нас не умеют строить – всегда подкидывает когда заезжаешь на мост.

Бесит, когда едет большая колонна грузовиков, ты начинаешь обгонять, но никто не делает разрыва, кармана чтобы тебе туда зайти. Все прижмутся друг к другу с дистанцией в метр и начинают в рацию вопить – куда прешь? Отвечаю: если сам не едешь, так пропусти других!

Мало специализированных стоянок. Заезжаешь на стоянку – там грязь, лужи, глина. В тапочках не выйти, и даже если в ботинках выйдешь, то всю грязь потом принесешь в кабину. А охранник бежит и просит с тебя 150-200 рублей за стоянку. Ну какая это стоянка, если она даже забором не огорожена? Стоишь у какой-то кафешки в лесу под фонарем, соляру могут слить… нет кемпингов полноценных. Может и есть они в России, но на Северо-Западе очень мало.

Есть нормальные бесплатные туалеты с водой, а есть гадюшники, в которых еще и 20 рублей за вход просят. Проще сходить в лес – из принципа, чтобы не платить за такой "сервис".

Что касается плечевых – многие друзья интересуются, стоят ли на трассах девчонки. Они действительно стоят, машут руками, подходят на стоянках. В тех местах, где они стоят, стоят и грузовики: шторы завешены, понятно, чем они там занимаются. Меня эта тема не интересует: мне кажется, это то же самое, что подобрать с помойки одежду и ходить в ней. 

Бывает, что "путёвку" не заполнил, или ошибся числом, или время выезда не совпадает со со временем, которое поставил механик – тогда могут возникнуть вопросы у гаишников. Хотя эти цифры по большому счету ничего не значат. За неправильно заполненные документы просят 30 тысяч рублей – это просто какой-то побор со стороны государства с этими путевыми листами. 

Бывают проблемы и на таможне. Эстонскую границу ты проходишь за 20 минут, а на российской можешь простоять двое суток, потому что со стороны России никто не хочет ответственно работать и исполнять свои обязанности.

Я не жалею, что стал дальнобойщиком. Но чтобы работать, нужно любить свою профессию, свою машину. Когда есть график и система налажена, работать можно. Но многие частники не уважают и не ценят труд водителей.

Меня зовут Руслан, работаю дальнобоем не так давно – но уже накопились моменты, которые меня очень сильно бесят. До этого я работал на ГАЗелях и пятитонниках, возил грузы по городу, и в один прекрасный день мне надоело: пробки, непонятные коробочки, которые нужно развозить, кому-то передавать, кого-то постоянно нет дома, приходится ждать у подъезда… Меня всё это взбесило, и я ушел в дальнобой.

Тут гораздо спокойнее: сел за руль, едешь определенное количество часов, остановился, попил чаю, покушал, едешь дальше. Приехал на склад, разгрузился, загрузился и опять  едешь – в основном по трассе. Нет никакой лишней суеты.

Изначально я устроился на старый MAN, которого все боялись. Меня спрашивали: зачем ты согласился на эту машину? Она постоянно ломается: вернулась из рейса – месяц в ремонте. Тем не менее, я на ней проехал 40 тысяч и проблем у меня не было.

Потом я пересел на СуперМАЗ. Мне в нём нравится всё, хотя есть небольшие заводские минусы. Например, грохот рулевой колонки, и шумоизоляцию хотелось бы получше – когда разгоняешься, много постороннего шума.

График работы у меня 5/2. В мои выходные жена работает, и мы никак не можем куда-нибудь сходить: очень редко получается. Приходится или ей, или мне брать отпуск чтобы мы как-то состыковались и смогли отдохнуть вместе.

Но есть в этом графике и плюсы. Выходные у меня фиксированные, поэтому я могу что-то на них планировать. Было бы хуже, если бы я уезжал на две, на три недели. Работать по стабильному графику хорошо – во всяком случае, лучше, чем по рваному.

Раздражает, что когда вернулся с рейса нужно стирать вещи, мыть посуду, готовить еду на следующий рейс (у нас есть холодильники в автомобилях, мы берём с собой домашнюю еду). Из-за этого на выходных остается очень мало свободного времени.

Очень раздражает, когда приезжаешь на погрузку, а груз не готов или где-то в пути. Ты планировал загрузиться за 15-20 минут, а в итоге стоишь 2-3 часа. Из-за этого сбиваются планы, ты опаздываешь на следующий склад, приходится торопиться.

Хочется, чтобы было какое-то взаимоуважение на дороге. Я прекрасно понимаю, что кто-то едет 70, 80, 90, а на "америках" вообще 100-110. Надо друг другу помогать! Если я тебя сзади догнал – помоги обогнать, я уеду вперёд и ты меня больше не увидишь! 

Встречаются люди, которые помогают, спрашивают по рации: "Мазик, пойдешь на обгон? Газуй, приторможу если что". Ты обгоняешь его и знаешь, что даже если на встречку вылетит шальная беха, коллега на фуре выручит, притормозит, и ты не угробишь чьи-то жизни.

Очень сильно раздражает, когда едешь по трассе и видишь желтые бутылки на обочине. Мужики, вы чего? Вам не остановиться? Нужно ехать и метиться в бутылку? 

Однажды я стоял на выгрузке и увидел, как мужик открывает окно, выливает содержимое из пятилитровки, закрывает бутылку и убирает обратно в кабину. Вот это вообще треш: набирать пятилитровку, выливать и опять копить.

Еще немножко раздражает, что когда остановишься на стоянке и разогреешь еды, приходится мыть сковородку, кастрюлю. Условий в автомобиле особо нет – выходишь на улицу и начинаешь намывать посуду. Можно поесть в кафешке, но если ты стоишь на складе или в каком-нибудь порту, то сходить некуда. Это раздражает.

Пока что мне призвание дальнобойщика подходит. Работа нравится, она меня устраивает, я не хочу ничего менять. Но тем, кто хочет пойти в дальнобой, я эту работу не посоветую. Дома не бываешь, с логистами ругаешься, на загрузках зависаешь, ценники падают…