← Дзен

Бесплатная трасса «Москва-Петербург»: история, плюсы, минусы, перспективы

mintrans.gov.ru

Можно считать, что история сегодняшней трассы М-10 (ранее Е-95) «Москва-Петербург» берёт своё начало почти что с момента основания города на Неве. Однако историки утверждают, что значительная часть этого маршрута появилась задолго до того, как Пётр I заложил Северную столицу.

К примеру, Новгородский тракт, пролегающий до Москвы — через Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочёк и Яжелбицы. В свою очередь, из Новгорода к землям будущего Санкт-Петербурга можно было добраться дорогой вдоль Волхова до города Ладога, оттуда до Орешка и далее к поселениям, располагающимся как раз на территории нынешнего града Петрова.

На Новгородском тракте была налажена регулярная ямская гоньба. Путь из Москвы в Новгород занимал около недели, а в холодное время года укорачивался на пару дней. К концу XVII века ширина тракта, составляющая 6,4 м, регламентировалась специальными указами.

Уже к 1710 году определилось прямое направление между Петербургом и Москвой, а в 1712 г. стартовало строительство. С 1820 г. между Санкт-Петербургом и Москвой запустили регулярное сообщение дилижансов. Дилижансы ехали круглосуточно, делая лишь непродолжительные остановки на приём пищи и замену лошадей. Экипаж дилижанса проводил в пути от 4-х до 4,5 суток. Также известно, что в  первые 10 лет после запуска дилижанса этим видом транспорта успели переправиться более 30 000 человек.

Время менять имена

В середине XX века дороге между Москвой и Ленинградом присвоили номер М-10, где буква «М» указывала на то, что она «магистральная». К 1958 г. в результате реконструкции  проезжую часть расширили до 10,5 м и полностью заасфальтирована. Процесс реконструкции был запущен ещё в 1930-х, но её ход прервался во время Великой Отечественной войны.

Полный маршрут М-10 проходил из Москвы через Ленинград и Выборг вплоть до финской границы, однако в 1991-м участку между Ленинградом и Финляндией присвоили название «Скандинавия», а участку от Ленинграда до Москвы — «Россия».

17 ноября 2010 года произошло, пожалуй, самое необычное переименование этой дороги: ей оставили название М-10 «Россия», но буква «М» стала обозначать не прилагательное «магистральная», а то, что начало у неё в Москве.

Управление автомагистрали Москва — Санкт-Петербург «Россия» базируется в Твери по адресу: ул. Желябова, д. 21. Участок автодороги, проходящий по территории Ленинградской области, находится в оперативном управлении ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н. В. Смирнова» (ФКУ «Севзапуправтодор»), располагающемся в Петербурге на Съезжинской улице (д. 3).

Бывшее название этой дороги увековечено в знаменитом хите группы «Алиса»  — «Трасса Е-95», так как на момент её создания трасса между Санкт-Петербургом и Москвой носила именно этот учётный номер. Что интересно, песня была сочинена в гастрольном автобусе группы, где-то возле Рязани, а через три дня уже была презентована публике во время выступления «Алисы» в Твери. Выходит, что композиция не только была вдохновлена этим маршрутом, но и фактически создавалась прямо здесь. Лидер группы Константин Кинчев действительно долгое время жил на два города — в Москве и в Петербурге —  и соответственно проводил много времени в пути между ними.

За несколько веков своего существования дорога меж «двух столиц» оказала влияние на развитие прилегающих регионов, дала жизнь многим новым населённым пунктам и придорожным городам. Сегодня она пролегает через 65 населённых пунктов.

Трасса «Москва-Петербург» помещена как один из элементов на герб и флаг Зеленограда в виде жёлтой диагональной полосы.

Сейчас автодорога начинается в Москве, на ответвлении Ленинградского шоссе от Ленинградского пр. и проходит через р-ны Сокол, Войковский, Головинский и Левобережный. Следует через город Химки, Молжаниновский р-н, западнее аэропорта Шереметьево, опять Химки, восточнее Зеленограда, далее через города Солнечногорск и Клин, вдоль побережья Иваньковского водохранилища, по объездным дорогам вдоль Твери и Торжка, через город Вышний Волочёк, западнее Валдая, через Крестцы, по объездной дороге вдоль Великого Новгорода, от которого поворачивает на северо-восток в направлении Чудово, затем снова идет на северо-запад через Любань, в объезд Тосно.

В границах Санкт-Петербурга трасса пролегает через Московское шоссе, пл. Победы, Московский пр., Сенную пл., пер. Гривцова (обратно — Гороховая ул., Садовая ул.), наб. реки Мойки, Исаакиевская площадь, Почтамтская ул. (обратно — Почтамтский пер., Большая Морская ул.) до Главпочтамта.

Однако нужно понимать, что в разные периоды маршрут менялся и мог проходить через другие промежуточные пункты: станы, ямы, деревни и сёла.

М-10 и М-11 «Нева»

После постройки скоростной автомагистрали между СПб и Москвой М-11 «Нева» федеральная трасса М-10 «Россия», исчерпавшая на отдельных участках свою пропускную способность, заняла роль дублёра новой платной автодороги.

Строительство этой трассы началось в 2010 году и должно было быть завершено к началу 2018-го года. С 2014 по 2019 год постепенно открывались всё новые участки трассы М-11 «Нева». На сегодня недостроенным остаётся лишь один участок — с 149 по 208 км (северный обход Твери).

Путешествие из Москвы в Петербург

В 2019 году одна из крупных компаний, занимающихся грузоперевозками, провела интересный эксперимент, отправив одновременно два грузовика: один из Москвы в Санкт-Петербург по бесплатной трассе М-10, а другой — по платной М-11.

Примерно за сутки обе машины добрались до пункта назначения, не нарушая правил ПДД и соблюдая все требования, касающиеся труда и отдыха дальнобойщиков.

Дорога по М-10 заняла у шофёра 24 часа и 45 минут, водитель же, отправившийся по М-11, добрался до Петербурга за 22 часа и 45 минут, а экономия чистого времени у него составила 1,5 часа. Что касается расхода горючего, при помощи платной дороги удалось сэкономить лишь 11 литров солярки. Всего расход топлива составил 222 (М-10) и 211 (на М-11) л.

Как выяснилось, в целом, у каждой из этих дорог есть плюсы и минусы. Сумма, потраченная на оплату проезда, в условиях отсутствия пробок и сезонных дорожных работ превышает размер суммы, сэкономленной на топливе. Тем не менее новая трасса  может привлечь шофёров высокой постоянной скоростью, отсутствием необходимости тормозить на пешеходных переходах и светофорах, сбавлять скорость на узких участках и в населенных пунктах.

Зато старая-добрая М-10 выигрывает у М-11 с точки зрения инфраструктуры, так как на платной трассе для дальнобойщиков пока ещё не хватает заправок и стоянок, а сотовая связь доступна не на всех участках.

Таким образом, мы приходим к выводу, что при выборе между М-10 и М-11  важно взвесить все за и против, исходя из конкретных целей и задач рейса. К примеру, если вам важна максимальная оперативность доставки груза, зачастую будет лучше воспользоваться платной дорогой, чтобы не стоять лишний раз в пробках и на уже упомянутых бесконечных переходах и светофорах.

Возвращение на исходную

Однако сегодня наблюдается тенденция возвращения грузоперевозчиков с платных дорог на бесплатные, в том числе и с М-11 на М-10. К этому привела отмена выгодных скидок по транспондерам.

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин в своём недавнем  интервью изданию «РЖД-партнёр» прокомментировал ситуацию:

«Само качество платной дороги не так актуально. Многие грузоперевозчики смотрят именно на стоимость проезда. Трасса М-10, может, и не так удобна, потому что возле населенных пунктов приходится снижать скорость, но дорожное покрытие там вполне неплохое. Иными словами, перевозчику придется подольше пробыть в пути, если добираться по Московскому шоссе, зато обойдется это значительно дешевле».

В то же время он предположил, что снижение цен поможет перевозчикам вернуться на М-11:  «Это вполне реально, если заметно уменьшить аппетиты тех, кто инвестировал в платные дороги. Если же представители структур ГК «Автодор», и без того отменив существовавшие скидки на проезд, будут настаивать на новых повышениях, чтобы как можно быстрее окупить свои затраты, то еще больше потребителей данной услуги станет уходить с платных трасс. А в экономике все строится четко: чем больше оборот, тем больше денег. Соответственно и заработать на грузоперевозчиках и простых автолюбителях не получится, если транспортный трафик снизится кардинально», — говорит Матягин.

Также он подчеркнул,  что и сам последнее время предпочитает проехать «лишних 3–4 километра» по обычным петербургским дорогам, нежели заезжать на ЗСД.


Роман Кадулин