В 1956 году президент США Эйзенхауэр подписал национальный акт о строительстве 66 тысяч километров скоростных шоссе и дорог в стране. Этот документ дал серьезный импульс развитию грузовых перевозок в Штатах.
В настоящее время примерно 70% всех грузов в США доставляется с помощью фур. В этой стране около 15 миллионов большегрузных машин и примерно столько же дальнобойщиков. Без них американская экономика просто погибнет. Давайте посмотрим, как живут и работают дальнобойщики в Штатах.
Зарплата и мили
Сколько долларов в час получает дальнобойщик в Америке? Вопрос не совсем корректный, ведь обычно транспортная компания считает зарплаты своим водителям по милям.
По этой причине водители траков предпочитают грузы на дальние расстояния. Ведь чем больше ты проедешь, тем больше заработаешь. А если ездить лишь на короткие расстояния, вам начислят мало миль, — при этом на загрузках и разгрузках вы будете ждать и впустую тратить время.
Также зарплата американского дальнобойщика обычно начисляется не ежемесячно, а еженедельно.
«За неделю работы я отвез два груза. Из Юты в Калифорнию. И из Калифорнии в Нью-Джерси. С учетом всех бонусов, я заработал 2492 доллара. А в месяц я получаю обычно более 8 тысяч, но это до вычета налогов. Эту сумму каждый может заработать на траке — это совсем несложно. Я не могу назвать эту работу невероятной и трудной», — рассказывает о своем заработке дальнобойщик Артур, который трудится на грузовике крупной компании. По его словам, работодатель платит 55 центов за милю.
Больше всего в Штатах зарабатывают те, кто возит цистерны с горючим, пестицидами и прочим, что имеет наклейку «Опасный груз». Они могут получать более 100 тысяч долларов в год.
Также хорошо получают те водители, которые работают на своем траке и со своим прицепом. Они, конечно, вынуждены тратиться на обслуживание автомобиля, бензин и страховку, но, если вкалывать, их доход будет очень приличным — более 10 тысяч долларов в месяц «чистыми».
Обычно новички начинают работать на грузовике компании, но через пару лет набираются опыта, зарабатывают необходимую сумму и покупают свой грузовик.
Отдых и штрафы
Согласно законодательству США, водители большегрузов могут находиться за рулем 11 часов, после чего необходимо остановиться на отдых. Возобновить путь можно будет только спустя 10 часов.
Крупным компаниям приходится строго следить, чтобы количество часов у их сотрудников не превысило нормы, ведь штрафы за это нарушение выписывают серьезные. Впрочем, многие частники и работники небольших фирм это правило все же нарушают — на свой страх и риск.
Если речь зашла о нарушениях, то нужно отметить, что местные полицейские любят следить за весом трака. Для обычного тягача лимит — 36 тонн. По всей стране раскиданы станции весового контроля. Если не впишитесь в лимит, вашей компании могут выписать немаленький штраф. Впрочем, в разных штатах придется отдать различные суммы.
«Я сейчас в Калифорнии и меня остановили за превышение допустимого веса. Здесь мне дали штраф в 50 долларов. А недавно я ездил в Нью-Йорк и за то же самое нарушение мне дали штраф в 8 тысяч долларов. Я когда рассказал об этом полицейскому здесь в Калифорнии, он сказал, что даже не может в это поверить», — отмечает дальнобойщик Артур.
Кроме того, нужно быть предельно внимательным при транспортировке опасных грузов. Копы могут придраться и серьезно оштрафовать, если на полуприцепе не будет, к примеру, специальных наклеек.
Трак-стопы, заправки и автосервисы
Отдыхают американские дальнобойщики на специализированных трак-стопах, которых в США свыше шести тысяч — они разбросаны по всем крупным дорогам. Там можно принять душ, постирать белье, отлично поесть и полноценно отдохнуть. На трак-стопах могут быть технические мастерские — там специалисты в короткий срок отремонтируют ваш грузовик.
Крупные транспортные компании, владеющие сотнями грузовиков, имеют свои трак-стопы.
Кроме того, на всех американских трассах каждые 30-50 километров предусмотрены небольшие зоны отдыха, где можно размяться и перекусить.
Заправки для грузовых авто отделены от заправок для легковушек. Чтобы заполнить большие баки траков, используют специальные мощные насосы, — они качают топливо в четыре раза быстрее, чем обычные помпы.
Как получить права и устроиться на работу иммигранту
Местные за руль фуры садиться не спешат. Работа водителем не самая простая, да и других вариантов трудоустройства полно. Поэтому среди дальнобойщиков в США трудится значительное число мигрантов.
Профессия дальнобойщика в США очень популярна среди русскоговорящих. Наших там можно встретить буквально везде. «В небольшом городочке на севере страны остановилось вчера четыре трака. И с утра обнаружилось, что вместе со мной там четыре русских водителя. Нам было нескучно, мы хорошо поболтали», — делится впечатлениями блогер Дима Малаш.
Многие «приехавшие» работают на траках без нормальных документов типа Грин-карты (право на трудоустройство в США). Конечно, им не устроиться в крупную компанию, зато частники активно привлекают таких работяг.
Общие правила гласят, что дальнобойщик должен иметь не только документы, разрешающие работать, но и права CDL class А (Commercial Driver License). Их, кстати, выдают только тем, у кого есть «легковые» права.
Права для вождения грузовой машины и лицензию трак-драйвера необходимо получать в Department of Motor Vehicles (американский аналог ГИБДД). Если вы хотите перевозить опасную химию, придется сдавать дополнительные экзамены и получать специальную лицензию.
В каждом штате много автошкол, где можно получить водительское удостоверение. После окончания обучения сдается экзамен. Он в Америке, как и в России, делится на практическую и теоретическую части.
Экзамен по теории в большинстве штатов принимается обычно на английском или испанском. Впрочем, в нескольких штатах — например, во Флориде — его можно сдать на русском. Но если с английским у вас туго, ехать в ту же Флориду необязательно. Вот лайфхак от русскоговорящих водителей: нужно найти в Сети электронную версию билетов на русском языке, выучить билеты и правила дорожного движения, а также все иллюстрации, — а потом, ориентируясь на картинки, сдать на английском.
Практическая часть состоит из выполнения упражнений на площадке и езды по городу. Экзамен будет принимать инструктор, а не полицейский. По общему мнению, сдать на права не так сложно — на самом деле специально вас «валить» никто не будет.
Нехватка дальнобойщиков в Штатах серьезная. Поэтому, если иммигрант получил права и имеет на руках необходимые документы, проблем в трудоустройстве быть не должно. Крупные компании зачастую оплачивают стажировку для новичков.
Плюсы и минусы работы дальнобойщиком в США
Подведем небольшие итоги. Начнем с минусов. Работа водителя грузовика в Штатах довольно опасна, — риски в основном связаны с вождением в зимнее время года и на тяжелой местности. Не стоит забывать, что труд дальнобойщика довольно стрессовый. Вы будете работать в дискомфортных условиях, подолгу не бывать дома, нести ответственность за груз.
Что касается плюсов, это довольно высокооплачиваемая профессия — здесь можно зарабатывать большие деньги. Хороший уровень английского языка не обязателен. Дороги в Америке приличные, причем они оборудованы большим количеством трак-стопов. Водители большегрузов путешествуют по всей стране и могут увидеть разные штаты и их главные достопримечательности.